Слайд 1Историческое и обществоведческое образование
ФГОС
Слайд 2Нормативно-правовые документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
(вступил в силу 01.09.2013)
ФГОС начального общего образования. Приказ Минобрнауки РФ
от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 № 1060
ФГОС основного общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
ФГОС среднего (полного) общего образования Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413.
Слайд 3НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской
области на 2015-2016 учебный год (письма Департамента образования и науки
Брянской области №776, №1906)
Профессиональный стандарт педагога (утвержден приказом Министерства труда и соц.защиты РФ от 18.10.2013г. №544н (начал работать с 1 января 2015)
Слайд 4НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Примерная основная общеобразовательная программа ООО (от 08.04.2015 г.)
fgosreestr.ru
Концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающий историко-культурный
стандарт (разработана в соответствии с распоряжением Министерства образования и науки от 21.02. 2014)
Тематическое планирование курсов истории в основной школе в 5-9 классах (ПИиОШ №2-5)
Слайд 5Особенности ИКС как нормативного документа
Утвержден решением президиума Российского исторического общества
19.05.2014
Не является нормативно-правовым документом
На его основе выработаны поручения Президента РФ
от 01.02.2014;
Письмом председателя ГД С.Е. Нарышкина от 06.06.2014 направлен министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову для «дальнейшей работы»
Экспертиза учебников и примерных рабочих программ по истории России будет проводится на основе ИКС
Слайд 6Учебно-методическое обеспечение
Приказ № 253 от 31 марта 2014 г. «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ № 576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников….»
Приказ № 1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федерального перечня учебников…»
Слайд 7Историческое образование в ФГОС
формирование ценностей гражданина России, российской идентичности
осознание
своей принадлежности к истории и культуре России, её социокультурным особенностям,
специфике исторического пути, вклада России в мировую историю и цивилизацию
акцент на гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами исторического образования
Слайд 8
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Основные цели изучения истории в школе:
·
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире,
гражданской идентичности личности;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; способствование выработке в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;
·
Слайд 9Продолжение слайда
·развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного
подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи
и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
· выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
· развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов
Слайд 10
Структура исторического образования до 1993 года
(что было)
5 класс – эпизодические
рассказы по истории Отечества (пропедевтический курс, 2 часа в нед.);
6 класс – курс истории древнего мира (2 часа в нед.);
7 класс - курс истории средних веков (2 часа в нед.);
8 класс – курс отечественной истории до конца XVIII в. (2 часа в нед.);
9 класс – курс новой истории (часть 1) и курс отечественной истории XIX века (3 часа в нед.).
10 класс - курс новой истории (часть 2), курс отечественной истории с начала ХХ века до 1936 года и курс новейшей истории с 1917 г. до 1939 г. (часть 1) (4 часа в нед.);
11 класс - курс отечественной истории с 1936 до современности и курс новейшей истории с 1939 до современности (часть 2) (3 часа в нед.).
Слайд 11Предлагаемая модель
исторического образования (что будет)
Изучение истории будет строиться по
линейной системе с 5 по 10 классы.
В 11 классе
на базовом уровне может быть предложен системный курс «История России в мировом контексте», сравнительно-исторический по своему характеру (???).
На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.
Слайд 12
Структура курса истории России:
6 класс. Раздел I. От Древней Руси
к Российскому государству
7 класс. Раздел II. Россия в XVI
– XVII веках: от великого княжества к царству
8 класс. Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи
9 класс. Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.
10 класс. Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914- 1922 гг.
Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.
Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.
11 класс. История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни)
Слайд 13
Из Концепции учебно-методического комплекса по истории России:
«В курсах истории для
10-11 классов предполагается расширение историко- методологических, культуроформирующих, а также личностно
значимых компонентов исторической подготовки школьников.
Речь идет об органичном включении знаний об отечественной истории в складывающуюся у молодого человека систему миропонимания, о расширении опыта анализа явлений прошлого и современности.
Старшеклассники изучают комплексы исторических источников, проводят сопоставительное рассмотрение информации из курсов отечественной и всеобщей истории.
На этом этапе закрепляются основы социальной культуры, адекватной условиям современного мира»
Слайд 14Особенности ИКС как нормативного документа
Историко-культурный стандарт содержит основные подходы к
преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий
прошлого с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий;
Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования;
ИКС является концепцией, декларирующей неразрывную связь с ФГОС и конкретизирующей заложенные во ФГОС принципы преподавания истории в школе.
Слайд 15Концептуальные основы ИКС
Культурно-антропологический подход
Увеличение удельного веса
проблем духовной
и культурной жизни
Многоуровневое представление
истории
Выработка сознательного оценочного
отношения
к историческим деятелям, процессам и явлениям
Учебник как навигатор
Слайд 16Мировоззренческие установки ИКС
на уровне концептуальных основ
Формирование эстетических мировоззренческих максим
– формирование представления о прекрасном на основе исторического опыта человечества;
Формирование
аксиологических мировоззренческих максим – уважения к человеческой личности и понимания ее самоценности;
Формирование социальной идентичности (как граждан своей страны, жителей своего края или города, представителей определенной этнокультурной общности);
Формирование этических мировоззренческих максим.
Слайд 17Базовые принципы концепции
базовые ценности гражданского общества
многофакторный подход к освещению
истории
толерантность как необходимое условие
взаимодействия государств и народов
исторический подход
как основа
формирования представлений о социальных
процессах и явлениях
воспитательный потенциал исторического образования
(патриотическая основа исторического изложения)
Слайд 18Мировоззренческие установки ИКС
на уровне базовых принципов
Формирование представлений о ценностях
гражданского общества и активной гражданской позиции;
Формирование сциентистских мировоззренческих максим –
уважения к научному знанию и понимания его роли в адекватном восприятии окружающей действительности;
Формирование основ исторического мышления;
Формирование толерантности и патриотизма как этических мировоззренческих максим.
Слайд 19Мировоззренческие доминанты
дидактических единиц ИКС
Раздел 1. От Древней Руси к
Российскому государству
ценность христианства как системообразующего компонента российского исторического процесса;
трактовка силы
государства на международной арене как безусловной ценности;
ценность государственного единства, осуждение и неприятие сепаратизма
Слайд 20Мировоззренческие доминанты
дидактических единиц ИКС
Раздел 2. Россия в XVI-XVII вв.
трактовка
государственного патернализма как общественно-политической ценности ;
многонациональность как базовая характеристика российского
общества с самого начала его складывания;
ценность культурной самобытности;
ценность государственного единства, осуждение и неприятие сепаратизма;
Слайд 21Мировоззренческие доминанты
дидактических единиц ИКС
Раздел 2. Россия в XVI-XVII вв.
идея
неизменной справедливости в участии России в военных конфликтах;
трактовка потери национальной
независимости как величайшей трагедии в истории общества;
ценность общественной консолидации как силы, гарантирующей сохранение независимости;
великодержавность как неизменный признак российского государства и стимул его развития.
Слайд 22Мировоззренческие доминанты
дидактических единиц ИКС
Раздел 7. Великая Отечественная война.
признание войны
общенародного, отечественного, священного характера войны;
признание войны как ведущийся за сохранение
государственности;
признание огромной цены Победы;
признание международного значения Победы;
признание единства фронта и тыла;
признание интернационального характера мужества и героизма.
Слайд 23Мировоззренческие доминанты
дидактических единиц ИКС
Раздел 9. Российская Федерация в 1992
– 2012 гг.
ценность экономической и политической стабильности и политической преемственности;
ценность
укрепления властной вертикали (косвенно, государственного патернализма и этатизма);
оставлены без оценок вопросы демократии, плюрализма мнений, гласности, либерализма;
обойдены в оценочном плане (признаны сложными) вопросы межнациональных отношений (в том числе, в отношении Чеченской республики);
не дана оценочная интерпретация внешней политики России на современном этапе (в тоже время принятие Крыма в состав России дано в перечне событий раздела).
Слайд 24Мировоззренческие доминанты
«Трудных вопросов истории россии»
Приоритет проводимых государством в целях
самоусиления реформ над их «ценой»;
Отстаивание идеи естественного преобладания России в
славянском мире;
Приоритет федеративных ценностей;
Переоценка роли «диссидентского движения»;
Стабильность как фундаментальная ценность развития общества и государства.
Слайд 27ФГОС ООО: Изучение обществознания
начинается с 5 кл.
Слайд 28ЦЕЛИ изучения ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ в виде линий развития личности
Главная цель обучения
обществознанию
– успешная социализация
1) Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между
людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём
2) Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей
3) Действовать в пределах норм морали и права, чтобы успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений
Слайд 29Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию как самостоятельного учебного
предмета целесообразно, как показывает опыт, с того, что наиболее близко
и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5-м классе.
Из «Примерной программы»
Слайд 30На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое
изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие
раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и их уже сложившимися представлениями (а возможно и со стереотипами и предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Из «Примерной программы»
Слайд 31Л1: формирование российской гражданской идентичности
семья и семейные ценности
культурно-региональное сообщество,
«малая родина»
культура своего народа, этнокультурная общность как
часть многонационального народа РФ
общероссийская культура, российская гражданская нация;
мировая культура, открытый диалог с мировым сообществом
Из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина РФ»