Слайд 2Этапы дискуссии:
Этап 1-ый, введение в дискуссию:
Формулирование проблемы и целей
Создание мотивации
к обсуждению
Установление регламента и основных этапов
Совместная выработка правил дискуссии
Выяснение однозначности
понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий
Слайд 3Этапы дискуссии:
Этап 2-ой, обсуждение проблемы:
Обмен участниками мнениями по каждому вопросу
Слайд 4Этапы дискуссии
Этап 3-й, подведение итогов обсуждения
Выработка учащимися согласованного мнения и
принятие группового решения
Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения
Совместная
оценка эффективности дискуссии
Слайд 5Плюсы и минусы дискуссии:
«+»
Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность
В процессе
взаимодействия происходит взаимообогащение школьников
Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в
группе и принимать на себя ответственность
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений
«-»
Ход дискуссии трудно прогнозировать
Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию
Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать
Слайд 6Основные условия эффективного проведения дискуссии:
Установление доверительных взаимоотношений с учащимися
Четкое определение
темы и объема обсуждаемого материала
Умение учителя и учащихся организовывать деловое
общение, вести дискуссию
Слайд 7Приемы введения в дискуссию
Предъявление проблемной ситуации
Демонстрация видеосюжета
Демонстрация материалов (статей, документов)
Ролевое
проигрывание проблемной ситуации
Анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения
на обсуждаемую проблему
Постановка проблемных вопросов
Альтернативный выбор
Слайд 8Функция ведущего:
Сформулировать цель и тему дискуссии
Установить время дискуссии
Заинтересовать участников дискуссии
Добиться
однозначного понимания проблемы
Организовывать обмен мнениями
Активизировать пассивных
Собрать максимум предложений по решению
обсуждаемой проблемы
Не допускать отклонения от темы
Уточнять неясные положения
Помогать группе прийти к согласованному мнению
Четкое подведение итогов
Слайд 9Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения
Уточняющие вопросы
Парафраз
Демонстрация непонимания
«сомнение»
«альтернатива»
«доведение до абсурда»
«задевающее утверждение»
«нет
– стратегия»
Слайд 10Как руководить дискуссией в классе?
Приглашайте к участию стеснительных детей
Отправляйте комментарии
и вопросы одного ученика к другому
Если вы не уверены, что
поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять
Вытягивайте больше информации
Не отвлекайтесь от предмета дискуссии
Давайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли
Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей
Слайд 11«ПОПС» - формула
«П» - позиция (в чем заключается ваша точка
зрения) Я считаю, что…
«О» - обоснование (на чем вы основываетесь,
довод в поддержку вашей позиции) …потому, что…
«П» - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) … например…
«С» - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к понятию вашей позиции) … поэтому…
Слайд 12Подведение итогов обсуждения
Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения
Обозначение
ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда
дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения
Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу
Слайд 13Правила поведения в дискуссии
Я критикую идеи, а не людей
Моя цель
не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти
к наилучшему решению
Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов
Слайд 14Схема размещения в пространстве участников дискуссии
– участник коммуникаций
- стол
Слайд 15Схема размещения участников дискуссии в пространстве аудитории
«А»
Слайд 18Виды групповых дискуссий
«Круглый стол»
«Дебаты»
«Аквариум»
«Эстафета»
«Вертушка»
«Мозаика»
Соревнование
Прогрессивная дискуссия
Конференция
Займи позицию (шкала мнений)
Слайд 19Организационные методики, используемые в проведении дискуссии
«Вопрос-ответ»
«Обсуждение вполголоса»
«Клиника»
«Лабиринт»
«Эстафета»
Свободноплавающая дискуссия
Слайд 20Правила ведения дискуссии для участников:
Не говори больше, чем нужно
Не говори
меньше, чем нужно
Не отвлекайся от темы
Стремись решить проблему
Не говори неправду
Выражайся
ясно
Умей слушать и понимать мнение собеседника
Слайд 21Классный час- дискуссия
« Можно ли быть свободным без
ответственности?»
Цель: Обсудить с уч-ся значение слов « свобода» и
«ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека
Задачи:
Развить у уч-ся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной жизни.
Развить умение действовать сообразно нравственным законам человеческого общества
Установить взаимосвязь между двумя нравственными и правовыми понятиями.
Слайд 22Предварительная подготовка
Ответить на вопросы анкеты
1.Какой смысл ты вкладываешь в
слово «свобода»?
2.Считаешь ли ты себя свободным человеком?
3.В чём выражается твоя
свобода?
4.От чего ты считаешь себя зависимым?
5.Считаешь ли ты себя ответственным человеком?
6.Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?
7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?
8.Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?
Как ты считаешь, ты: 1. Свободен? 2. Зависим? 3. Ответственен?
4. Безответственен?
Слайд 23Результаты статистики класса:
Я свободен---- 10
Я зависим------ 20
Я ответственен---- 7
Я
безответственен---- 13
По результатам опроса начало дискуссии
Слайд 24Ход дискуссии
Чем должен обладать человек, чтобы быть свободным?
Мы управляем страстями
или страсти управляют нами?
Чем определяется поведение человека: собственным выбором, окружающей
средой или обстоятельствами?
Как можно истолковать фразу А.И. Солженицына «Находясь в заключении, преодолевая тяжёлые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу»?
Может ли свобода человека ограничиваться определёнными правилами?
Законы ограничивают свободу или создают условия быть свободными?
Свобода и ответственность – можно ли между этими словами поставить знак равенства?
Слайд 25Конец дискуссии
Используется выполненное домашнее задание :толкование слов «свобода»,
«ответственность»; сравнение с предложенными определениями, толкованием в словаре В.И. Даля,
собственное толкование.
Составить правила поведения или нравственный свод законов свободного и ответственного человека.