Слайд 1СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ВАЖНЕЙШИЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1.«Место технологических
знаний в общей системе знаний современного педагога»
2.«Понятие и сущность технологической
культуры преподавателя»
3.«Технология и мастерство»
Выполнила преподаватель
высшей категории: Ганьшина Н.И.
Слайд 21. Место технологических знаний в общей системе знаний современного педагога.
Ганьшина Н.И.
Слайд 31. Место технологических знаний в общей системе знаний современного педагога.
Если
для традиционного педагога наиболее значимыми были специальные и методические знания,
то для современного педагога приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и особенно технологические, то есть знания не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий.
Слайд 4Комплекс педагогических технологий:
* Теория содержания образования
* Теория развития личности
* Теория строения деятельности
1. Мотивационно-потребностные технологии
2.Целепологание педагогической деятельности
3.Технологие полного усвоения
4. Система контроля и оценивания
5. Технологии моделирования содержания образования
6. Технология коллективной мыслительности
7. Технологии проблемно-модульного обучения
8. Технологии уровневой дифференциации
Слайд 5черты современных трактовок понятия «педагогическая технология».
1. Педагогическая технология разрабатывается под
конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат определенные ценностные ориентации
и целевые установки автора или коллектива, которые должны воплотиться в ожидаемом результате. Все это составляет стратегию обучения.
2. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем учащимся достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования.
3. Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся с учетом авторского почерка педагога.
4. Обязательной частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Слайд 7 … дай действовать и я научусь
Слайд 8В структуру педагогической технологии входят:
1) концептуальная основа;
2) содержательная часть
обучения:
• цели (общие и конкретные) обучения;
• содержание учебного материала;
3) процессуальная
часть – технологический процесс:
• организация учебного процесса;
• методы и формы учебной деятельности учащихся;
• методы и формы работы педагога;
• деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
• диагностика учебного процесса.
Слайд 9Критерии технологичности.
1) Концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую
философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей).
2) Системность
(логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность).
3) Управляемость (возможности осуществления диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования методов и средств с целью коррекции промежуточных результатов).
4) Эффективность (по итоговым результатам, оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного стандарта обучения).
5) Воспроизводимость (возможность применения, повторения, воспроизведения в других образовательных учреждениях,
Слайд 10Источники и составные части новых педагогических технологий.
• Социальные преобразования
и новое педагогическое мышление.
• Наука (педагогика, психология, социология и др.).
•
Передовой педагогический опыт.
• Опыт прошлого, отечественный и зарубежный.
• Этнопедагогика (народная педагогика).
Слайд 11Этапы описания и анализа педагогической технологии.
1. Идентификация в соответствии
с принятой систематизацией (классификационной системой).
2. Название технологии, отражающее основные качества,
принципиальную идею, суть применяемой системы обучения, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса, на которое нацелена данная технология.
3. Концептуальная часть – краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов построения технологии.
4. Особенности содержания образования: ориентация на личностные структуры, объем и характер содержания образования, дидактическая структура учебного плана, материалов к урокам, программ, формы изложения.
5. Процессуальная характеристика: особенности методики, особенности применения методов и средств обучения; влияние на мотивацию обучения и труда; организационные формы образовательного процесса; управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция); категория учащихся, на которых рассчитана технология.
6. Программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.
Слайд 12Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала
по В. Ф. Шаталову
Слайд 13Личностно ориентированное развивающее обучение
Технологии проблемно-модульного обучения
Слайд 14
Технология развивающего обучения на уроках спецтехнологии и практики
Слайд 162. Понятие и сущность технологической культуры преподавателя.
Слайд 17Понятие и сущность технологической культуры преподавателя
Под технологической
культурой понимается интегральное качество личности, соединяющее в себе: гуманистические ценности
педагогического процесса, определяющие гуманистическую направленность педагогической деятельности, инвариантные педагогические умения, отражающие технологию педагогической деятельности и способствующие переводу её операционального состава на технологический уровень;
индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальную концепцию профессионально-педагогической деятельности и творческое воплощение её в технологии.
Слайд 18Формы педагогической культуры:
научно-педагогическая культура,
которая заключается, главным образом, в стремлении преподавателя
к овладению передовыми научными достижениями в дидактике, педагогике, психологии, физиологии
и других близких науках. Он должен быть способен к методологической рефлексии, оценке своей деятельности и деятельности коллег, к адекватной коммуникации с ними, к отбору наиболее перспективных мер ведения образовательного процесса;
методическая культура,
выражающаяся в способностях преподавателя строить свою деятельность, исходя из знаний психодидактики, педагогики в технологическом режиме, действовать целенаправленно и рационально, умело организуя деятельность учащихся, студентов в расчете на формирование их понимания изучаемого материала и готовности следовать предлагаемым образцам деятельности на
аналогичном или даже превосходящем уровнях ее качества;
Слайд 19- психокоммуникативная культура.
Ее содержание мы видим в способностях преподавателя
к верному пониманию психологических состояний учащихся, коррекции этих состояний в
соответствующих случаях, к отысканию наиболее верных
путей установления с обучаемыми психоэмоционального контакта, достижениям обстановки взаимопонимания, доброжелательной, деловой атмосферы на занятиях;
имиджелогическая культура,
которая заключается в способностях преподавателя к созданию и поддержанию своего эффектного внешнего образа, подразумевающего разные аспекты проявления, в том числе: умения правильно и образно
говорить; изящно двигаться и жестикулировать; ярко и лаконично писать; со вкусом одеваться, ориентируясь на собственный стиль и определенные ограничения, накладываемые профессией; очень важно овладение искусством выразительной мимики и интонации и пр.
Слайд 20Самоанализ проводится по тем критериям, которые даны в приведённом выше
определении авторской методической системы.
Целостность. Система является целостной, если педагог
использует элементы только одной системы, и нецелостной, если наряду с традиционной системой обучения используются элементы других – образовательных – систем
Согласованность. Система является согласованной, если используются все элементы данной системы (целевой, содержательный и процессуальный компоненты), и несогласованной, если эти компоненты – из разных систем обучения.
Оригинальность. Определяется:
1) своеобразным сочетанием используемых преподавателем форм, методов, средств, технологий обучения;
2) формами организации учебной работы учащихся;
3) сочетанием различных программ или усовершенствованием используемых программ;
4) наличием авторских методических приёмов;
5) реализацией инновационных подходов в обучении; 6) индивидуальным стилем деятельности и др.
Оптимальность. Обусловлена: 1) типом и профилем учебного заведения; 2) возрастными особенностями учащихся, 3) уровнем их теоретической подготовки и развития, а в конечном счёте – результативностью профессиональной деятельности преподавателя.
Слайд 22 Педагогическая технология взаимосвязана с
педагогическим мастерством.
Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство.
Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя оно и не ограничивается только операционным компонентом.
Слайд 23в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
*мастерство
организатора коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
*мастерство убеждения,
*мастерство передачи
знаний и формирования опыта деятельности,
*мастерство владения педагогической техникой.
Слайд 24Педагогическая техника умений и навыков:
* умение выбрать правильный стиль и
тон в обращении с воспитанниками,
* умение управлять вниманием,
*чувство темпа,
*
навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам
Слайд 25Педагогическое мастерство
с технологической точки зрения - это система, основными
компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания
и умения, творчество и педагогические способности.
Слайд 26показатели эффективности педагогического мастерства:
* улучшение количественных и качественных характеристик учебной
деятельности учащихся;
* уменьшение времени на достижение конкретной учебной цели;
* прочность
усвоения и закрепления знаний, умений, навыков у учащихся;
* облегчение учебной деятельности учащихся;
* удовлетворенность процессом обучения, преподавателем, учащимися;
* отношение к учению.
Слайд 27Подведем итог:
Комплексное использование выявленных психологических закономерностей и построение на этой
основе нормативно-исполнительского инструментария педагогических технологий позволяет более полно реализовывать цели
преподавания всех дисциплин в учреждениях профессионального образования с учетом современных требований к подготовке компетентных специалистов, способных к постоянному самообразованию и саморазвитию.