Слайд 1Обучение детей-мигрантов в полиэтническом классе в условиях общеобразовательной школы
Слайд 2дети-инофоны не говорят или плохо говорят на русском языке, а
педагогам надо обучать их в одной группе (классе) с русскоязычными
детьми;
дети-инофоны поступают в образовательную организацию без специальной подготовки, не могут усвоить программу;
педагоги не знают методики работы с детьми мигрантами, не знают их родного языка, не всегда учитывают их родной менталитет и религиозные традиции;
нет базовых программ обучения детей-инофонов в русскоязычных детских школах, нет методических пособий, специальных учебников и др.
Трудности обучения детей-инофонов русскому языку как иностранному:
Слайд 3– возможность дополнительного образования (коррекционно-развивающие группы);
– кружковая работа;
–
система коррекционных занятий по русскому языку;
– использование информационных технологий;
– использование возможностей образовательной среды, проектных технологий;
– создание адресного учебно-методического комплекта (АУМК) для обучения детей мигрантов русскому языку как иностранному.
Пути преодоления трудностей:
Слайд 4Ребенок-инофон, должен не просто научиться говорить, читать и писать
по-русски,
он должен освоить учебно-научный стиль речи, для того чтобы получать
полноценное образование наряду с носителями русского языка.
Задача - максимум
Слайд 5Основные проблемы обучения русскому языку как неродному
Кроме того- нерегулярностью языковых
явлений в самом русском языке: чем больше в языке исключений
из правил, тем труднее он усваивается.
закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией.
У большинства детей в сознании сосуществуют системы двух языков
Слайд 6для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют:
категория рода,
категория одушевлённости/неодушевлённости,
русская предложно-падежная и видовременная системы
Слайд 7Русская категория рода охватывает:
имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы
(прошедшее время, условное наклонение, причастия),поэтому правильное усвоение многих явлений грамматики
русского языка (склонение существительных, согласование прилагательных, порядковых числительных и т.п.) зависит от правильного определения рода
Слайд 8Первый этап - тестирование
Аудирование
Говорение
Чтение
Письмо
Слайд 9Методы и формы работы по обучению русскому языку как неродному
КОЛЛЕКТИВНАЯ
РАБОТА
Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно
увеличивает объём речевой деятельности на уроках:
хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками.
Данная форма работы удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Она помогает создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.
Слайд 10Работа в парах
Работа по цепочке
Работа в парах помогает исправлять речевые
ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Дети оказывают
друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигается и за счёт индивидуальной работы с учеником.
Работа по цепочке используется при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе.
Слайд 11Занимательные наглядные, словесные, ролевые игры
различные виды карточек как для индивидуальной
работы, так и для групповой,
раздаточный материал
предметные картинки
ребусы
игрушки
загадки
Слайд 12Специальные дидактические игры для обучения
детей-билингвов
Слайд 13ИГРА С ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ
Цель: развитие умений строить и использовать
сложные предложения.
Придумайте рассказ на заданную тему и говорите, не останавливаясь,
до тех пор, пока не пересыплется песок в часах.
Слайд 14СЕРПАНТИН ОДНОЙ ФРАЗЫ
Цель: развитие умений строить и использовать сложные предложения.
Образец:
Ведущий: «Я покупаю хлеб».
Первый учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день».
Второй учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день в 4 часа».
Третий учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день в 4 часа, потому что в это время привозят свежий хлеб» и т. д.
Слайд 15МНОГОСЕРИЙНОСТЬ
Цель: развитие навыков употребления различных форм глагола.
Первая группа разыгрывает
сценку на тему, подсказанную педагогом.
Задача второй — пересказать ее,
используя обороты косвенной речи.
Задача третьей группы — назвать совершаемые речевые действия в настоящем времени, ч
Четвертой — описать действие в прошедшем времени.
Слайд 16НЕТЕРПЕЛИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ
Цель: активизация устной речи; развитие умения задавать вопросы.
Образец:
Водящий. Однажды я сидел дома.
Учащиеся.
Когда ты сидел? В какое время ты сидел? Почему ты сидел дома? С кем ты сидел? На чем ты сидел? Что ты делал? и т. д.
Слайд 17Использование загадок и пословиц
Предполагается не отгадывание, а извлечение информации.
Рифмованная форма
загадки способствует непроизвольному её запоминанию.
Таким образом, ключевое слово в
сознании ребёнка обрастает ассоциативными связями и приобретает черты образа.
Приступая к чтению после такой работы, учащиеся уже хорошо представляют себе, о ком или о чём будет идти речь.
Слайд 18
От дома начинается,
У дома и кончается.
(дорога)
Загадки
Слайд 19Ходит без ноги,
Держит без руки,
Всем, кто идёт,
Ручку подаёт.
(дверь)
Слайд 20Есть у нас в квартире
Волшебное окно,
Что происходит в мире,
Покажет нам
оно.
(телевизор)
ИЗБА
ИЗБУШКА
Рассмотрите картинки.
Слайд 22Объяснение учителя:
ИЗБА – деревянный дом (новый, большой) с трубой, крыльцом,
забором, воротами.
ИЗБУШКА – деревянный дом (старый, покосившийся, маленький) с забором,
калиткой.
Прочитайте тематические слова и найдите предметы на картинке. Повторите слова несколько раз.
Тематические слова: окно, труба, крыша, дверь, крыльцо, ступенька, забор, ворота, калитка.
Слайд 23Прочитайте стихотворение, найдите тематические слова.
Нарисуйте картинку:
На стене висит картинка:
Лес,
избушка и тропинка.
Огонёк в окне горит.
Из трубы дымок валит.
Настежь старые
ворота:
Видно, кто-то ждёт кого-то.
(В. Орлов)
Задание
Слайд 24Найдите в текстах тематические слова по теме ДОМ и выучите
тексты:
Скороговорка:
Тише-тише, кот на крыше, а котята ещё выше.
Задание
Слайд 25Пословица:
Дом не велик, а спать не велит.
Объяснение учителя:
Не велик
– небольшой.
Не велит – не разрешает.
Слайд 32Создание правильной мотивации для детей мигрантов играет в обучении важную
роль.
Уважение к традициям, знание истории, уклада, обычаев русских людей
обогащает личность, позволяет человеку комфортно жить в многоязычном поликультурном мире.