Слайд 2 Кейс стади-“case study”-изучение ситуации-качественный метод изучения явлений на основе
конкретных ситуаций
Слайд 3Кейс-жизненная история, включающая необходимую информацию для:
- принятия решения
-разрешения конфликта или
проблемы
-выявления позиций слушателей по существу вопроса
Слайд 4 Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы
студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел,
и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы
Слайд 5Основная функция метода case-study – учить студентов решать сложные неструктурированные
проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов,
развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Слайд 6Источники
Художественная и публицистическая литература
Статистические данные
Научные статьи, монографии,отчёты
Реальные события местной жизни
Интернет
и его ресурсы
Слайд 7Признаки метода:
-ситуация
-коллективность
-многорешимость
-коллективная активность
Слайд 8Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели
создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
-
не устаревать слишком быстро;
- быть актуальным на сегодняшний день;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений
Слайд 9Преимущества:
-возможность работы группы на едином проблемном поле
-получение навыков презентации
-использование принципов
проблемного обучения
-получение навыков пресс-конференции; умение сформировать мысль, точку зрения
Слайд 10Виды кейсов:
По типу исследовательской стратегии:
-разведывательный
-иллюстративный
-исследовательский
-учебный
-диагностический
Слайд 11По наличию сюжета различают:
-сюжетные
-безсюжетные
По временной последовательности:
-с естественной временной последовательностью
-кейсы-воспоминания
-прогностические(в практике
не используются)
Слайд 12По обьёму:
-мини-кейс(на один урок или 20 минут)
-не более 5 листов
-обьём
не более половины листа(шрифт12-14,межстрочный интервал-1,5)
-кейс средних размеров
-не превышает 10 листов
-Макрокейс
-Обьём
не определён
Слайд 13По структурному наполнению:
-единичный(самостоятельное исследование какого-то одного уникального явления)
-множественный-комплекс кейсов, обьёдинёных
общими исследовательскими задачами
По способам представления решения проблемы
-аналитическая справка
-эссе
-отчёт
-рассказ
-расследование
-очерк
Слайд 14Структура кейса
1.Предисловие(может быть вызов-небольшое выступление, резюме, краткое изложение кейса, исходные
данные исследования, глосарий терминов, ключевые моменты, формулировка вопросов для исследования,
содержание)
2.Основная часть (контекст, случай, факты и решения)
3.Послесловие(дополнительная информация, база данных, приложение, ссылки, библиография, список контактов)
Слайд 15Алгоритм составления:
1.Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места
кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому
посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
Слайд 16Алгоритм составления:
6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность
института; проверка ее соответствия реальности.
7. Выбор жанра кейса.
8.
Написание текста кейса.
9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
10. Подготовка окончательного варианта кейса.
11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.
12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Слайд 17Структура кейса
Сюжетная часть
Информационная часть
Методическая часть
Слайд 18Требования к формату и структуре кейса:
Сюжетная часть – описание
ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация,
с указанием источника получения данных:
- наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс;
- название компании, название продукции, описание продукции, ее особенности;
- имена и должности главных персонажей;
- описание состояния рынка в данной области (продукты, потребители, производство, распределение и т.п.); разбор главных конкурентов (их стратегии, позиции на рынке, политика маркетинга и распределения);
- общее состояние дел в компании, ее слабые и сильные стороны; дилеры и партнеры; управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в управленческой группе; производственные операции, продукты и процессы; финансовое положение компании; маркетинговая информация; взаимодействие работников.
Слайд 19Требования к формату и структуре кейса:
Информационная часть – информация,
которая позволит правильно понять развитие событий:
- этапы развития компании,
важные моменты в истории развития, успехи и неудачи;
- стиль работы компании, стиль управления руководства;
- краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий);
- определенная хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия;
- предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали;
- какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации.
Слайд 20Требования к формату и структуре кейса:
Методическая часть – разъясняет
место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по
анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.
Слайд 21Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
Первый этап –
знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Второй этап – выделение основной
проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.