Слайд 1Выбор профессии – это серьезно.
Материалы классного часа.
Слайд 2
Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а
вечером хочется идти домой
Слайд 3Продолжите фразу
Мы выбираем профессию на всю жизнь, и чтобы потом
многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас
нужно...
Слайд 5ПРОФЕССИЯ -
(говорить публично)
- Общность всех людей, занятых данным видом
труда;
- Необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и
духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.
По американским меркам понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.
Слайд 7Назовите специальность:
Токарь
Хирург
Директор школы
Пианист
Преподаватель
Столяр
Монтажник
Художник
Ткачиха
Назовите профессию:
Учитель
Резчик по камню
Токарь
Продавец книг
Инженер
Парикмахер
Водитель
Швея
Повар
Учитель истории
Слайд 8Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши,
с какими ты согласен, а с какими нет:
1) профессия
выбирается раз и навсегда.
2) выбор профессии зависит от толщины кошелька.
3) нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
4) профессия предназначена человеку от рождения.
5) по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
6) профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
7) профессию следует выбирать, уже став взрослым.
8) чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
9) если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
10) психолог – не помощник в выборе профессии.
Слайд 9ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1-2 ошибки: ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии,
твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать,
почти равен компетентности специалиста.
3-5 ошибок: тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.
7 и больше ошибок: попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.
Слайд 10Выбирая профессию, необходимо учесть мнения всех сведущих по данной проблеме
людей:
Экскурсии на предприятия, в учреждения (увидеть рабочее место, условия труда,
особенности рабочего процесса, темп работы).
Опыт работающих друзей.
Опыт знакомых (нравится ли работа им, сколько зарабатывают)
Родительский опыт (вы наблюдаете за их работой каждый день)
Наблюдая за работой профессионалов ( учителя, врачи, работники торговли, транспорта, артисты и т.д.)
День открытых дверей в высших и средних специальных учебных заведениях.
Собственный опыт (производственная практика, занятия в кружках, чтение литературы, просмотр передач)
Слайд 11УСЛОВИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
«ХОЧУ» - определить, каковы ваши профессиональные интересы и
склонности, мечты о профессии.
«МОГУ» - оценить, каковы ваши профессионально-важные
качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т.п.
«НАДО» - узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня “надо”
Слайд 13Классификация профессий
(по Е. Климову)
Слайд 14КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ТРУДА
ПРОФЕССИИ ИСПОЛНИТЕЛЬС-КОГО КЛАССА
связаны с выполнением решений,
работой по заданному образцу, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению
проблем
ПРОФЕССИИ ТВОРЧЕСКОГО КЛАССА
связаны с анализом, исследованием, контролем, планированием, организацией и управлением, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления
Слайд 16Три типа ошибок
в выборе профессии:
Следование чужим советам, выбор за
компанию.
Выбор близлежащего места учебы или внешне привлекательной, престижной профессии.
Отсутствие существенной
информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
Слайд 17Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях
в справочниках для
поступающих в учебные заведения;
в телефонных справочниках;
в компьютерных информационно-поисковых программах в
сети INTERNET;
в библиотеках;
центрах занятости;
в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
при встречах с учащимися и выпускниками;
при личных посещениях учебных заведений.
Слайд 18Инженер (1) – социолог (2)
Кондитер (1) – священнослужитель (3)
Повар (1)
– статистик (6)
Фотограф (1) – торговый администратор (5)
Механик (1) –
дизайнер (4)
Философ (2) – врач (3)
Эколог (2) – бухгалтер (6)
Программист (2) – адвокат (5)
Кинолог (2) – литературный переводчик (4)
Слайд 19Следователь (3) – искусствовед (4)
Нотариус (6) – брокер (5)
Оператор ЭВМ
(6) – манекенщица (4)
Фотокорреспондент (5) – реставратор (4)
Озеленитель (1) –
биолог-исследователь (2)
Водитель (1) – бортпроводник (3)
Метеоролог (1) – картограф (6)
Радиомонтажник (1) – художник по дереву (4)
Геолог (2) – переводчик-гид (3)
Слайд 20Библиограф (2) – аудитор (6)
Фармацевт (2) – юрисконсульт (3)
Генетик (2)
– архитектор (6)
Продавец (3) – оператор почтовой связи (6)
Социальный работник
(3) – предприниматель (5)
Преподаватель вуза (3) – музыкант-исполнитель (4)
Экономист (6) – менеджер (5)
Корректор (6) – дирижер (4)
Инспектор таможни (5) – художник-модельер (4)
Слайд 21Агроном (1) – топограф (6)
Лесник (1) – директор (5)
Мастер по
пошиву одежды (1) – хореограф (4)
Историк (2) – стилист (4)
Антрополог
(2) – страховой агент (5)
Вирусолог (2) – актер (4)
Официант (3) – товаровед (5)
Главный бухгалтер (5) – инспектор уголовного розыска (6)
Слайд 22Пчеловод (1) – коммерсант (5)
Судья (3) – стенографист (6)
Токарь (1)
– экскурсовод (3)
Физик (2) – менеджер по продажам (5)
Тренер (3)
– телерепортер (5)
Страховой агент (3) - архивист (6)
Журналист (5) – режиссер (4)
Телефонист (1) – орнитолог (2)
Парикмахер-модельер (4) – психолог (3)
Слайд 231. Реалистический тип
Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и
их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости.
Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.
Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.
Слайд 242. Интеллектуальный тип
Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью,
не склонны ориентироваться на социальные нормы.
Обладают достаточно развитыми математическими
способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности.
Слайд 253. Социальный тип
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на
социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого
человека.
Обладают хорошими вербальными (словесными] способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее.
Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.
Слайд 264. Артистический тип
Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений,
редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом
на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться.
Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.
Слайд 275. Предприимчивый тип
Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в
сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству;
имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.
Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.
Слайд 286. Конвенциональный тип
Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать
от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.
Предпочитают четко определенную
деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.
Слайд 29“Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не
оказалось работы” (Томас Карлейль )
Всяк кузнец своего счастья.
Русская народная пословица.