Слайд 1 Конференция по духовно-
нравственному воспитанию «Система духовно-
нравственного воспитания в образовательном учреждении»
Круглый стол
«Духовно-нравственное воспитание. Нравственные качества личности»
г. Волжск, март 2011
Слайд 2Цель и задачи
круглого стола
Цель - дать представление о православном
воспитании учащихся
Задачи:
1. Определиться с рядом понятий.
2. Обсудить
проблемные вопросы.
3. Познакомиться с видами деятельности по формированию нравственных качеств личности.
Слайд 3Вопросы для обсуждения
Понятия «духовность» и «нравственность»
Светскость государства и образования
Почему в
основе воспитания - православная христианская традиция
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания
Нравственные
качества личности
Виды деятельности по формированию нравственных качеств личности
Слайд 4Духовность и нравственность
Это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой
внешне (нравственность) и внутренне (духовность).
Нравственность - способы действия, нормы поведения,
поступки людей.
Духовность – самое высокое к чему стремится человек, направленность его души.
Самое высокое может быть очень низким
Слайд 5Нормативно-правовая база
Конституция России
Статья 14.
1.Российская
Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28. Каждому гарантируется...свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Слайд 6Принцип светскости государства и образования
Разделение сфер деятельности и компетенции государства
и Церкви.
Светское государство – не значит атеистическое - это такое
государство,в котором власть принадлежит мирским, гражданским, а не духовным властям.
Означает,что государственная школа не находится ни в административной, ни в финансовой зависимости от какой-либо церковной организации и не ставит своей задачей подготовку клириков.
Слайд 7Нормативно-правовая база
Закон об образовании
Закон о свободе совести и религиозных объединениях
в п. 4 статьи 5 «По просьбе родителей или лиц,
их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».
Слайд 8Нормативно-правовая база
Концепции духовно-нравственного воспитания России и РМЭ
Программа патриотического воспитания детей
и молодежи
Договор о сотрудничестве Министерства образования и науки РФ
с Московским патриархатом
Договор о сотрудничестве Министерства образования и науки РМЭ с Марийской епархией РПЦ
Слайд 9Основные положения концепции духовно-нравственного воспитания
Современное прочтение принципа светскости государства и
образования
Православная традиция как государство - и культуро-образующая
Триединство человеческой
сущности: духа, души и тела
Слайд 10Православная духовность
Духовен тот, кто наиболее уподобился Богу, т.е. стал богоподобен.
Идеал – Иисус Христос.
Основные характеристики – смирение и любовь.
Объективное видение
человеком самого себя – внимание к себе, способность увидеть в себе зло (грех).
Покаяние – изменение образа жизни, ума, направления деятельности, самосовершенствование через самопознание.
Слайд 11Объект духовно-нравственного воспитания
Сердце – главный источник духовной жизни, центр эмоционально-мотивационной
сферы, от расположений которого зависит весь строй чувств, мыслей, желаний
и действий личности.
Это происходит благодаря высшей способности сердца – способности любить.
Слайд 12Цель духовно-нравственного воспитания
«Возвышение» сердца, научение его любви.
Выбор правильного направления развития
личности.
Слайд 13Задачи духовно-нравственного воспитания
Выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка.
Воспитание
«меры» любви в зависимости от ее объекта.
Слайд 15Нравственные качества личности
Базисные: долг, ответственность, честь, достоинство, обязательность, правдивость, милосердие,
искренность, миролюбие, кротость, смирение
Периферийные (вторичные): целомудрие, честность, бескорыстие, хлебосольство и
т.д.
Слайд 16Виды деятельности по формированию нравственных качеств личности
Поздравления с праздником (или
днем памяти святого)
Запись предложения «для души»
Работа с текстами
произведений
Рассмотр иллюстраций, сопровождающий беседой
Сочинения на определенную тему
Анализ нарушения дисциплины в классе
Работа с родителями