Слайд 1МОУ - Черепановская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, VIII вида
Презентацию подготовила:
Маракулина Людмила
Витальевна заместитель директора по НМР I кв. категории
2009 год
Слайд 2Эпиграф:
«Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика,
так и порицание и критика – когда они переходят меру
справедливости».
А. Шопенгауэр
Слайд 3Педагогический совет на тему:
2009 год
"Конфликт в школе, пути выхода
из конфликтных ситуаций"
Слайд 4ЦЕЛЬ:
Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и
преодоления конфликтных ситуаций.
Слайд 53. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего
партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом
для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации...»). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много.
Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит:«Я чувствую себя обманутым».
Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите:
«Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.
Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
Слайд 6
6. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы
и свои варианты решения.
Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся
положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший.
При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и клиент должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным.
Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т. д.).
7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы уже дважды не выполнили свое обещание», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек».
Слайд 78. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.
Кажется, что
все понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?»,
«Вы хотели сказать...?», «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет». Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.
9. Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции (сверху — «родительская» или снизу — «детская») неэффективны.
Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных —
взрослая»). Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обоим не
потерять свое лицо».
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
Слайд 811. Ничего не надо доказывать.
В любых конфликтных ситуациях никто никогда
и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные
воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это — бесполезное, пустое занятие.
12. Замолчите первым.
Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытаитесь сделать единственное — замолчите. Не от «противника» требуйте: «Замолчи!... Прекрати!», а от себя! Добиться этого легче всего.
Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?
13. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: «Ну вот, полез в бутылку! ... А чего ты нервничаешь, чего злишься?... Чего ты бесишься?». Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта
Слайд 9.
14. Уходя, не хлопайте дверью.
Ссору можно прекратить, если спокойно и
без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом
хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом «под занавес».
15. Говори, когда партнер остыл.
Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью, что бы то ни было обидное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.
Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения .
Слайд 10"Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побеждённым"
БУДДА
Слайд 11Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать свою
долю ответственности за возникновение конфликта и подать другому руку в
знак примирения. Такое поведение принято называть конструктивным. Конструктивное поведение – это когда у обеих сторон сохраняется ощущение достоинства и самоуважения.
Модель: «Я выигрываю -Ты выигрываешь».Это не значит, что стоит Вам выбрать конструктивную модель поведения,- и все конфликты исчезнут.
Но всегда надо помнить , что «дверь в человеческие отношения открывается только на себя». (другими словами, не бойтесь сделать первый шаг на встречу!)
Слайд 12Человек, будь человечен!
Ж.Ж.Руссо
Слайд 13Никогда не ведите себя с другими так, как бы вам
не хотелось бы, чтобы они вели себя с вами!!!
Самое
главное:
Вот тогда будьте уверены, конфликтов в Вашей жизни станет гораздо меньше.
Слайд 15Литература:
Журналы «Спутник классного руководителя»;
Журналы «Директор школы»;
Журналы «Воспитание
школьников»;
Журналы «»