Слайд 1Конфликты в
педагогическом
процессе и их
преодоление
Выполнили:
студенты 5 курса
группы
МДМ-110
Батршина Алина,
Сироткин Владимир
Слайд 2План:
Понятие конфликта
Виды школьных конфликтов
Конфликтогены превосходства
Конфликтогены агрессивности и эгоизма
Поведение учителя
в конфликтных ситуациях
Конфликтные типы учащихся
Упражнения на развитие эмпатии
Слайд 3Понятие конфликта
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который
в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. В психологии под
конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно вручить определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.
Слайд 4Виды школьных конфликтов
Конфликт «Ученик — ученик»
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Конфликт
«Учитель — ученик»
Слайд 5Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное
явление, в том числе и в школьной жизни. В данном
случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
борьба за авторитет
соперничество
обман, сплетни
оскорбления
обиды
враждебность к любимым ученикам учителя
личная неприязнь к человеку
симпатия без взаимности
борьба за девочку (мальчика)
Слайд 6Способы решения конфликтов между учениками
Как же конструктивно решить подобные разногласия?
Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи
взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые
Слайд 7Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы
как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины
конфликта между учителем и родителями
разные представления сторон о средствах воспитания
недовольство родителя методами обучения педагога
личная неприязнь
мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Слайд 8Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные
недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в
школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Слайд 9Конфликт «Учитель — ученик»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики
и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители
с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками отсутствие единства в требованиях учителей
чрезмерное количество требований к ученику
непостоянство требований учителя
невыполнение требований самим учителем
ученик считает себя недооцененным
учитель не может примириться с недостатками ученика
личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Слайд 10Способы Решения конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не
доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими
приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
Слайд 11Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому
из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения.
Обозначим его еще раз.
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
Второй момент — анализ ситуации без превратности.
Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Слайд 12Конфликтогены превосходства
Конфликтогенами мы называем слова, действия или бездействие (если требуется
действие), могущие привести к конфликту.
Слово «могущие» является здесь ключевым. Оно
раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что последний не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к конфликтогену. Например, грубость не всегда приводит к конфликту, поэтому многие допускают ее, полагая, что «сойдет». Однако нередко грубость приводит к конфликту, то есть она является конфликтогеном.
Слайд 13Проявление превосходства
Конфликтогены этого типа имеют следующие разновидности.
Прямые проявления превосходства:
приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение,
насмешка, сарказм, издевка.
Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Вы не могли этого не знать», «Вы умный человек, а поступаете...». Конфликтогеном является и снисходительный тон.
Хвастовство, то есть восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.
Слайд 14Конфликтогены агрессивности и эгоизма
Проявления агрессивности
Латинское слово «aggressio» означает «нападение».
Агрессия может проявляться и как черта личности, и ситуативно, как
реакция на сложившиеся обстоятельства.
Природная агрессивность.
Некоторым людям действительно присуща природная агрессивность. Но к счастью, агрессивных от природы людей меньшинство. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность.
Ситуативная агрессивность.
Она возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также как ответная реакция на полученный конфликтоген.
В психологической науке это состояние обозначено как фрустрация. Оно возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Защитные реакции при фрустрации связаны с проявлением агрессивности. Фрустрация нередко становится причиной неврозов.
Отметим, что конфликтогены типа «стремление к превосходству» и «проявления эгоизма» можно также отнести к некоей форме агрессии — скрытой агрессии. Ибо они представляют собой посягательство, хоть и завуалированное, на достоинство человека, его интересы.
В силу эскалации конфликтогенов скрытая агрессия получает отпор в виде явной, более сильной агрессии.
Слайд 15Конфликтогены агрессивности и эгоизма
Проявления эгоизма
Слово «эгоизм» имеет корнем латинское
«ego», обозначающее «я».
Всевозможные проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается
чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.
Эгоизм — это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей.
К проявлениям эгоизма следует отнести обман и попытку обмана. С их помощью эгоист старается добиться своей выгоды в ущерб другим. В рекламе обман является не менее подлым явлением, чем во взаимоотношениях с окружающими.
Эгоистичным является и перекладывание ответственности на другого человека, и утаивание от него информации. Когда рекламодатель скрывает от потребителя важную для того информацию (например, противопоказания в применении рекламируемых лекарств и пищевых добавок), то это сильнейший конфликтоген.
Слайд 16Поведение учителя в конфликтных ситуациях
Часто причина конфликта учителя с учащимися
не лежит на поверхности, поэтому остается для учителя непонятной.
Со школьниками
младших классов причинами конфликтов (из-за непринятия учащимися требований учителя) могут быть:
1) смысловой барьер, возникающий по поводу того, что ребенок иначе смотрит на определенные факты (он, например, иначе относится к драке), или потому, что требование приобретает для учащегося особый смысл (кажется придиркой, насмешкой); если, например, учитель предъявляет требование в грубой форме, возникающая у ученика отрицательная эмоция по поводу формы выражения требования переносится и на его содержание;
2) требование теряет побудительную силу вследствие того, что оно повторяется учителем слишком часто, по каждому пустяку;
3) требование кажется ребенку непосильным или он считает, что для его выполнения нет условий;
4) неправильное мнение ученика о будто бы негативном отношении к нему учителя, связанное с несколькими необоснованными замечаниями последнего; это определяет соответствующую негативную установку на то, что говорит учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник будет охотно выполнять).
Слайд 17Конфликтные типы учащихся
Существуют четыре основных типа конфликта:
Внутриличностный конфликт. Этот
тип конфликта не полностью соответствует определению. Здесь участниками конфликта являются
не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства.
Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.
Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа,жены), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования.
Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго – нарушение принципа единоначалия.
Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
Слайд 18Конфликтные типы учащихся
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В
организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его
причиной является несходство характеров.
Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины.
Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Слайд 19Конфликтные типы учащихся
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают
свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их
соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты (между руководством и исполнителями, работниками различных подразделений, неформальными группами внутри подразделений, администрацией и профсоюзом).
Слайд 20Упражнения на развитие эмпатии
Упражнение «Зеркало».
Цель: в непринужденной форме на
невербальном уровне развитие чувства эмпатии.
Условия проведения: На упражнение отводится
15 минут.
Учащиеся делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения одноклассника - как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями.
По окончании задания участники делятся своими ощущениями
Слайд 21Упражнения на развитие эмпатии
Упражнение «Первое впечатление».
Цель: осознание своего внутреннего
состояния через внешние признаки, развитие навыка «чтения» другого человека по
внешним признакам.
Ученики класса описывают себя для незнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику.
Слайд 22Упражнения на развитие эмпатии
Упражнение «Портрет».
Цель: выявление симпатий участников группы,
получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека, развитие
эмпатии.
Каждый из учащихся выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т.е. «пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдают педагогу, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь.