Разделы презентаций


Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Что же такое сенсорика?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Подготовила:
воспитатель
ГБОУ Школа №41
дошкольные группы №2
Трофименко

Е.В.
Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель ГБОУ Школа №41 дошкольные группы №2 Трофименко Е.В.  Сенсорное воспитание детей  старшего

Слайд 2Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:

зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Что же

такое сенсорика?
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Слайд 3Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное

восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция

нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное воспитание это - система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Сенсо́рика  (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.  В физиологии

Слайд 4Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные

способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и

использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое

Слайд 5Значение сенсорного воспитания:
- развивает наблюдательность;
- влияет на эстетическое чувство;
- развивает

внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает

усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного воспитания:- развивает наблюдательность;- влияет на эстетическое чувство;- развивает внимание;- дает ребенку возможность овладеть новыми способами

Слайд 6Задачи:
 В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно,

чтобы эти представления были разнообразными).
 
В среднем

дошкольном возрасте:
- формируются сенсорные этапы – устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
- формирование сенсорных эталонов;
- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;
развитие аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте:
- различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв

- развитие мелкой моторики,
- установление сходства и различия между предметами

Задачи: В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).

Слайд 7Интеграция сенсорного развития с другими областями:

Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие

Интеграция сенсорного развития с другими областями:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально-коммуникативное развитие

Слайд 8Сенсорные эталоны:

цвета ;
формы ;


величины ;
вкуса ;
обоняния ;
времени

;
эталоны пространственных представлений;
эталоны осязания.
 
Сенсорные эталоны:     цвета ; формы ; величины ; вкуса ; обоняния ; времени

Слайд 9Этапы сенсорного воспитания:
– формирование сенсорных эталонов
– обучение способам обследования предмета,
– различение

формы, цвета и величины, выполнение более сложных глазомерных действий.

развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Этапы сенсорного воспитания:– формирование сенсорных эталонов– обучение способам обследования предмета, – различение формы, цвета и величины, выполнение более сложных

Слайд 10В пять лет ребенок должен знать
5 основных фигур –

квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал.
В старшем дошкольном возрасте у

детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.).Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. После этого они переходят к решению задач « на глаз».
В пять лет ребенок должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал.В старшем

Слайд 11
Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также

с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам

деятельности.

Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка
не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы , величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных элементов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то

Слайд 12Игры на развитие тактильных ощущений
    "Чудесный мешочек». В непрозрачный

мешочек кладут предметы разной формы, величины , фактуры ( игрушки,

геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и т.д.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек дл куклы». (определение предметов
по фактуре материала). Детям предлагают трех
кукол в разных платочках ( шелковом, шерстяном.
вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощу-
пывают все платочки. Затем снимают их и
складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают
нужный платочек для каждой куклы.

Игры на развитие тактильных ощущений   

Слайд 13«Угадай на ощупь». Ребенку предлагают на ощупь определить какой материал

он трогает. Материал : пластики, оклеенные бархатом,
наждачной бумагой, фольгой,

вельветом, фланелью, шелком.

«Узнай фигуру». На столе раскладывают
геометрические фигуры, одинаковые с
теми, которые лежат в мешочке. Педагог
показывает любую фигуру и просит
ребенка достать из мешочка такую же.

«Угадай на ощупь». Ребенку предлагают на ощупь определить какой материал он трогает. Материал : пластики, оклеенные бархатом,

Слайд 14Игры для закрепления понятия формы
«Назови форму предмета». Цели: закреплять

умение зрительно соотносить
форму предмета с эталоном. Взрослый ставит игрушку

в определенное место.
ребенок определяет местоположение данной игрушки (в комнате,
на столе, справа/слева от…)


« Какая фигура лишняя». Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и
один треугольник. три овала и один круг. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип
группировки.

Игры для закрепления понятия формы «Назови форму предмета». Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Слайд 15«Составь целое из частей». Составить конструкцию из
нескольких геометрических фигур по

образцу. Составить конструкцию по памяти, по описанию. Составить фигуру, выбрав

необходимые ее части из множества предложенных деталей.


«Определи правильно» . Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет .

«Составь целое из частей». Составить конструкцию изнескольких геометрических фигур по образцу. Составить конструкцию по памяти, по описанию.

Слайд 16Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
«Подбери пару по

цвету» Необходимо найти пару предметов одного цвета.
В процессе игры

нужно составить пять логических пар из десяти
различных предметов.

  «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие –дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины«Подбери пару по цвету» Необходимо найти пару предметов одного цвета.

Слайд 17«Расставь по порядку» Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить
предметы по

одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
расставить цилиндры по возрастающей (

убывающей) высоте;
расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

«В какую коробку». разделить пять видов игрушек разных размеров
по пяти коробкам в зависимости от размеров.

«Расставь по порядку» Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:расставить цилиндры

Слайд 18Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного
цвета. а потом закрывают глаза.

Педагог убирает один из флажков.
Определить, какого цвета не стало.

«Собери гусеницу» . Цель: собрать гусеницу из разных цветов, начиная от темного к светлому и наоборот.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета«Какого цвета не стало?» Детям показывают несколько флажков разного цвета. а

Слайд 19«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из

цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов

в образце.

«Сложи радугу» Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам.
Одну половинку соберите сами , а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный , оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Неразлучные цвета» Педагог называет предмет,
в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например: «Рябина», дети отвечают : « Листья зеленые , ягоды красные».

«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик,

Слайд 20Используем  различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной

чувствительности и развитие мелкой моторики у детей.
«Использование массажных мячей». Разные

по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.
Используем  различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики у детей.«Использование

Слайд 21Можно изготовить «Осязательные Ванны» – в небольшой коробке рассыпать горох

или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне»

способствует активизации пальцевого гнозиса.

«Сенсорная тропа для ног» – это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре«кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными
наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательными. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений
и профилактики плоскостопия.

Можно изготовить «Осязательные Ванны» – в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов

Слайд 22Литература:
Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников- Мн.:БрГУ, 2007,-150с.
Веракса Н.Е., Комарова

Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования.-М.: Мозаика-Синтез,2010.-304с.
3) Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.- М.: Просвещение,1988,-158с.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада.-М.:2000,-126с.
Литература:Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников- Мн.:БрГУ, 2007,-150с. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы.

Слайд 23Спасибо за внимание!

Спасибо  за   внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика