Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Лучше один
раз увидеть, чем сто раз услышать.
(Народная мудрость)
Слайд 2Общие положения о
мастер-классе
мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения
педагогов;
мастер-классы представляют собой профессиональные объединения педагогов;
в мастер-классах объединяются учителя, желающие
освоить предлагаемые им программы, методики, технологии;
в мастер-классах объединяются учителя, желающие получить полную информацию о позитивном опыте учителя-мастера.
Слайд 3Цель мастер-класса
Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства
его участников на основе организации пространства для профессионального общения по
обмену опытом работы.
Слайд 4Задачи мастер-класса
обобщение опыта работы учителя-мастера по определенной проблеме;
передача учителем-мастером своего
опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов
и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Слайд 5Что такое мастер-класс
это методика не в книжке, а на деле,
прямо, конкретно, с живым материалом;
мастер-класс умеет за короткий срок восполнить
недостающие звенья образовательной цепи, раскрыть потенциальные возможности как учителей, так и учащихся;
мастер - класс представляет собой специальную программу повышения квалификации учителей.
Слайд 6Распределение мастер-классов по учебным предметам в 2010-2011 учебном году
Слайд 7Определения понятия
«мастер-класс»
это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые
возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и
рутины;
это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру;
Слайд 8Определения понятия
«мастер-класс»
это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей
(авторской) педагогической системы;
это особая форма учебного занятия, которая основана
на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи;
это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия.
Слайд 9Определения понятия
«мастер-класс»
Под мастер-классом понимается такая форма работы в группах,
в которой в совместном исследовательском творчестве мастера и педагогов создаётся
новый творческий проект, связанный с процессом формирования педагогических позиций.
Слайд 10Во время проведения мастер-класса мастер должен раскрыть содержание проблемной творческой
задачи и вовлечь педагогов в ее решение так, чтобы сами
педагоги в дальнейшем, работая в парах или группах, создавали свое решение данной задачи - творческий проект.
Слайд 11Важнейшие особенности мастер-класса
1. Новый подход к философии обучения, ломающий
устоявшиеся стереотипы.
2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести
обмен мнениями.
3. Создание условий для включения всех в активную деятельность.
4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников мастер-класса.
6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
7. Представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу.
8. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
9. Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Слайд 12Работа мастер-класса зависит
от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности;
от создания
проблемно-дискуссионного поля;
от наличия письменных теоретико-методических разработок;
от наличия методических иллюстраций в
виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок принципиально важных фрагментов воспитательных мероприятий.
Слайд 13Мастер-класс
как и мастерская, и студия, предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом
личность мастера;
часто является разовой формой;
ярко выраженная форма ученичества именно у
мастера путём прямого и комментируемого показа приёмов работы;
это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет.
Слайд 14Виды мастер-классов
Мастер-классы, развивающие позицию педагога-наставника.
Мастер-классы, развивающие позицию педагога-игротехника.
Мастер-классы, развивающие позицию
педагога-сказочника.
Слайд 15Подготовка
мастер-класса
необходимо сочетать описательность и аналитичность опыта;
поиск адекватных форм
и способов представления опыта;
подготовка к показу индивидуального стиля профессиональной деятельности
педагога.
Слайд 16Структура мастер-классов
Теоретический блок, в котором мастер представляет концепцию по
теме мастер-класса.
Практический блок, в котором участники в рабочих группах разрабатывают
заданную тему или решают проблему.
Презентационный блок, в котором участники представляют творческие результаты работы в группах.
Слайд 17Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
2-й шаг.
Представление системы уроков.
3-й шаг. Имитационная игра.
4-й шаг. Моделирование.
5-й шаг.
Рефлексия.
Слайд 181-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.
Краткая характеристика учащихся экспериментальной группы,
обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
Краткое обоснование основных идей технологии,
которая эффективна в работе с экспериментальной группой.
Описание достижений в опыте работы Мастера.
Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
Определение проблем и перспектив в работе педагога.
Слайд 192-й шаг. Представление системы мероприятий
Описание системы мероприятий в режиме эффективной
педагогической технологии.
Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать
слушателям.
Слайд 203-й шаг.
Имитационная игра.
Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы
эффективной работы с учащимися.
Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального
класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
Слайд 214-й шаг. Моделирование
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели мероприятия
в режиме технологии мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную
деятельность слушателей и управляет ею).
Обсуждение авторских моделей мероприятия.
Слайд 225-й шаг. Рефлексия
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Достижение
целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью.
Результатом
совместной деятельности является модель мероприятия, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Слайд 23Формы проведения
мастер-классов
сюжетно-ролевая игра в форме групповой работы; круглые
столы;
уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приемы эффективной
работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности учителя-мастера и его учеников;
совместное моделирование внеклассного мероприятия;
посещение и анализ открытых мероприятий учителя-мастера и участников мастер-класса;
круглые столы;
дискуссия по результатам занятий и т.д.
Слайд 24Форма проведения мастер-класса
в муниципалитетах
Липецкой области
Слайд 25Тематика мастер-классов
использование мультимедийных контролирующих и обучающих программ;
организация проектной, исследовательской, творческой
деятельности учащихся;
использование в образовательной деятельности аудиовизуальных средств;
компьютер, как средство для
обучения, как инструмент поддержки предметных уроков;
актуальные проблемы и технологии обучения (ролевые игры, методика "погружения", профильное обучение и др.);
отбор и конструирование содержания
урока;
Слайд 26Тематика мастер-классов
использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач, для
реализации различных видов деятельности;
организация работы с одаренными учащимися;
компьютер как
средство развития ребенка;
актуальные проблемы и технологии обучения (ролевые игры, методика "погружения", профильное обучение и др.);
различные аспекты использования информационных технологий (формы телекоммуникаций, разработка веб-сайтов, поиск и использование ресурсов Интернет).
Слайд 27Участники
мастер-классов
Должны быть готовы:
за предельно короткое время погрузиться в существо
представляемого педагогического опыта;
к теоретико-методическому анализу представляемого опыта;
оригинальная методика проведения
мастер - класса может включать в себя тестирование (теоретически или практически);
определить свой собственный уровень в сравнении с уровнем учителя-мастера.
Слайд 28В ходе мастер-класса участники:
изучают разработки по теме мастер-класса;
участвуют в обсуждении
полученных результатов;
задают вопросы, получают консультации;
предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы,
разработки;
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем;
изучают научно-практические разработки по теме мастер-класса;
участвуют в обсуждении полученных материалов;
задают вопросы, получают консультации ведущих мастер-класса;
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Слайд 29Прогноз результативности работы «учеников»
мастер-класса
мотивация осознанной деятельности всех учителей,
принимающих участие в работе мастер-класса;
повышение уровня теоретической и
методической подготовки «учеников»;
готовность «учеников» и мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
рефлексия деятельности «учеников» и мастера в процессе собственной практики.
Слайд 30Итог мастер-класса
учитель-мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему
предмету;
мастер-класс отражает умение мастера проектировать успешную деятельность школьников;
создает
условия для роста педагогического мастерства «учеников» на основе рефлексии собственного педагогического опыта.