Слайд 1Метод групповой работы на уроке
Особенности групповой работы
Слайд 2Активное обучение
свобода и активность,
оригинальность и творческий подход,
открытие,
самостоятельность
критическое
мышление,
общение и совместная работа,
действия соответственно ситуации,
жизненные задачи,
оценка
своей работы и других.
Слайд 3ГРУППОВАЯ РАБОТА
Генерация
Радость
Упражнения
Поиск
Противоречия
Опыт
Воодушевление
Активность
Ясность
Результат
Актуальность
Ближайшее развитие
Отношение
Творчество
Анализ
Слайд 4Чему учит групповая работа?
Сотрудничать
Ставить вопросы
Решать проблемы
Договариваться
Распределять роли и ответственность
Слушать других
Убеждать
других
Отвечать за себя
Слайд 5Виды групповой работы
Работа в парах
Мозговой штурм
Игра «Продолжи»
Охота за сокровищами
Снежный
ком
Метод «Дельфи»
Мозаичная группа
Прием «Зигзаг» (Метод пилы)
Слайд 6Мозговой штурм
Используется для генерации идей
Соблюдается жесткий регламент
Распределяются роли внутри группы
(ведущего, секретаря, хронометриста)
После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения
от разных групп
Слайд 7Игра «Продолжи»
Основана на выполнении
заданий разного рода
группой «по
цепочке».
Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании
сочинения на родном или иностранном языке, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий
Слайд 8Пример использования игры
Рассказ на одну букву
Посвящение, Пушкин, Петербург.
Поездка в
Петербург популярна. На переменах планировали поездку. Приготовили паспорта и пищу.
Пришлось поехать в пятницу пораньше. Произошло первое происшествие – попутчица проспала. Подождали. В пути парни с подругами пели песни. Поездка проходила по плану. Пограничные препятствия преодолели превосходно. Получили печать в паспорт. Почти потеряли поклажу, но приостановились, проверили и поправили. Пошутили, посмеялись. Получили предложение поучаствовать в проекте. Перед площадью подзаправились. На подзаправку приехали последними. Поглазели на прохожих и присоединились к первым попутчикам. Поступило предложение посетить пункт продажи и покупки. Попутно полюбовались прекрасной природой, пожелтевшим перелеском, позолотившимися полями.
Слайд 9Охота за сокровищами
Учитель составляет вопросы.
Вопросы могут требовать как
знаний фактов, так и осмысления или понимания
Учащийся или группа должны
ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник.
Слайд 10Снежный ком
Работа в группе, которая
начинается с
решения
индивидуального задания.
Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно
выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Слайд 11Мозаичная группа
Учитель делит тему на
несколько частей так,
чтобы
каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы
получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы составляется резюме.
Слайд 13Метод пилы
Учащиеся организуются в группы по 6 человек для
работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты
Затем ребята,
изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
http://internet.kemsu.ru/school70/docs/coop_educ.doc
Слайд 14Работа в группах должна быть технологичной...
Слайд 15Педагогические технологии
Коллективный способ обучения
(КСО)
Слайд 16Организационная структура учебного процесса и стадии её развития
Слайд 17
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой
обучение осуществляется путём общения в динамических или вариационных парах, когда
каждый учит каждого.
Слайд 18ПРИНЦИПЫ КСО:
Завершённость, или ориентация на высшие конечные результаты.
2. Непрерывная
и безотлагательная передача полученных знаний друг другу.
3. Сотрудничество и
взаимопомощь между учениками.
4. Разнообразие тем и заданий.
5. Разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса.
6. Обучение по способностям индивида.
Слайд 19Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (ПО В.К. Дьяченко)
Слайд 22Преимущества КСО
Привычная функция учителя-рассказчика и основного носителя знаний заменяется
консультационной и организационной функцией
Высвобождение
учителя от значительной доли
фронтальной работы с классом
и увеличение времени на индивидуальную помощь
Слайд 23Различные методики КСО
Поабзацная
проработка
текста
Обмен
заданиями
Обратная
методика
Мурманская
методика
и другие
Слайд 24Поабзацная
проработка
текста
Методика А.Г. Ривина
Разработана для изучения деловых
статей или научных текстов в
парах
сменного состава
Одновременно в классе изучается много разных тем.
Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя). Оптимальное количество тем в группе – девять – одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40 учеников, то одновременно 3 – 4 группы « специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15 – 20 рассказов, которые распределяются между детьми.
Методика А.Г. Ривина
Слайд 25Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким (
не меньше одной страницы);
С самого начала перед учеником ставится цель:
овладеть материалом данной статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы;
Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя ( схема представлена на следующем слайде);
Слайд 26Технологическая схема КСО
учитель-
ученик -
Работа в динамических парах
Слайд 27Обратная
методика
Методика А.Г. Ривина
Учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по
теме или сами составляют тексты
Слайд 28Обмен
заданиями
Методика М.А. Мкртчян
Работа начинается с ввода так называемого «
запуска» раздела;
Учитель работает индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как
решается задача «А» того задания, которое должен выполнить ученик. Даёт теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика;
Задачу «Б» своего задания ученики решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у учителя. После проверки ученику ставится в таблице учёта «+»;
Раздел считается введённым в работу ( запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.
Слайд 29На карточках или в тетради даются по два однотипных задания
(упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой №. Удобно
нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7.Буквы для обозначения разделов, цифры для номеров задания в данном разделе;
Сначала организуются несколько групп по 5 – 7 ребят в каждой. В классе может действовать одновременно пять – шесть групп и все по разным темам;
На «запуск» урока можно пригласить своих «свободных» коллег или учеников старших классов (это норма при КСО)
Слайд 30Мурманская
методика
В данной методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал
и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием
освоить ( повторить) в самостоятельной работе (приём «самозапуска»).;
Затем каждый выбирает партнёра, и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнёра;
При этом ведётся экран учёта работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Слайд 31Разновидности итогового контроля
Слайд 32Методика взаимотренажа
Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки.
Помимо этого предназначения, она, как и другие методики, имеет вполне
определённую образовательную (для учащихся) и оргуправленческую значимость.
Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.
Слайд 33Приложение 2
Алгоритм изучения текста по методике Ривина
(вариант для начальной
школы)
Договариваемся, над чьим текстом будем работать.
I. Работа над собственным текстом.
1.
Читайте новую часть текста.
2. Что узнали из этой части?
3. Объясните непонятные слова.
4. Какие слова считаете главными? Объясните их.
5. Задайте вопросы друг другу.
6. Приведите примеры.
7. О ком или о чём говорится в этой части?
8. Что об этом говорится?
9. Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради.
10. Запиши на полях инициалы напарника.
11. Перескажи изученную часть.
II. Помоги напарнику изучить его часть текста.
Работайте по пунктам 1-11.
III. Найди нового напарника.
Перескажи напарнику изученные части.
Работайте с напарником над новой частью по пунктам 1-11.
IV. Помоги напарнику.
Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по пунктам 1-11.
Слайд 34Литература
Учительская газета
№ 35 от 30.08.2005
№ 37 от 13.
09. 2005
Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и
эффективного управления УВП. М., 2005
http://www.kco-kras.ru
Слайд 35Успехов
в использовании
групповой и коллективной работы
на уроках!
Успехов
в
использовании
групповой и коллективной работы
на уроках!