Слайд 1Дистанционное обучение (ДО)
Выбор технологии обучения
Слайд 2Определение ДО
Основные компоненты технологий ДО
Формы обучения
Средства обучения
Основными компонентами программного продукта
для ДО
Система Дистанционного Обучения
Разработка учебного курса на
базе новых технологий
План
Слайд 3- онлайн обучение или интернет обучение на основе современных информационных
технологий удовлетворяет всем требованиям новой образовательной парадигмы (проблема качества образования)
постиндустриального общества.
Дистанционное обучение (ДО)
Из всех существующих технологий дистанционного обучения наиболее перспективной является Интернет - технология (Интернет - обучение).
Слайд 4Необходимо отметить, что во многих странах используют различные термины, понятия,
определения дистанционного образования и обучения, такие как виртуальное, открытое, онлайновое,
электронное, а Вузы, в которых дистанционно обучаются более 100000 студентов из различных стран мира, относятся к мега-университетам.
Мега-университеты
Слайд 5Структура дистанционного курса
1
Средства доставки учебных курсов
2
Средства и способы взаимодействия между
преподавателем и обучающимися.
3
Методы оценки знаний обучающих.
4
Уровень подготовки преподавателей.
5
Основные
компоненты технологий ДО
Слайд 6Структуризация курса должна обеспечивать возможность вовлечения обучаемых в самостоятельную познавательную
деятельность, т.е. осуществление процесса учения, а не преподавания.
1. Структура
дистанционного курса
Курс должен быть структурирован не только по темам, но и по уровням сложности, с учетом различной степени подготовки обучающихся.
Слайд 7 В настоящее время существует множество различных средств доставки учебного материала:
почта, телефон, факс, Internet, электронная почта, телеконференция, электронная доска, спутниковые
образовательные системы, интерактивное телевидение, радио, а также CD-ROM и аудио – видеокассеты.
2. Средства доставки учебных курсов
Слайд 83. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися
Технологии
ДО подразумевают множество средств обратной связи (почта, телефон, факс, электронная
почта, интерактивное телевидение, телеконференция, средство переговоров в реальном масштабе времени (IRC) и непосредственное общение) и способов взаимодействия (синхронных и асинхронных) преподавателя и обучаемых.
Слайд 9Синхронные способы основаны на одновременном участии преподавателей и студентов в
процессе обучения в реальном времени.
3. Средства и способы взаимодействия между
преподавателем и обучающимися
Доставка знаний обеспечивается интерактивным телевидением, видеоконференциями и спутниковыми образовательными системами.
Слайд 10Асинхронные способы взаимодействия предоставляют студентам возможность учиться по индивидуальному расписанию
в удобное для них время.
3. Средства и способы взаимодействия между
преподавателем и обучающимися
Доставка знаний обеспечиваться за счет Internet, CD-ROM, аудио - и видеокассет, электронной доски, электронной и обычной почты, радио, а взаимодействие осуществляется посредством почты, телефона, факса, электронной почты.
Слайд 114. Методы оценки знаний обучающихся.
Для проверки уровня усвоения учебного материала
применяется, как оперативный (встроенный в учебный материал и контроль со
стороны преподавателя), так и отсроченный контроль знаний (тестовый контроль, курсовая работа, реферат, письменные экзамены, дипломная работа).
Слайд 125. Уровень подготовки преподавателей
Преподаватели, осуществляющие образовательный процесс с использованием различных
технологий ДО (тьюторы), работают на расстоянии или контактно с обучающимися.
Слайд 13Большой вклад в развитие ДО в странах СНГ внесли: ректор
Современной гуманитарной академии (СГА), профессор Карпенко М.П.; ректор Московского государственного
университета экономики, статистики и информатики, профессор Тихомиров В.П.; ректор Харьковского гуманитарно-технического института (ГТИ), профессор Преждо Л.Н.
Следует отметить…
Слайд 14Формы обучения
лекции (контактные, видеолекции, спутниковые и слайд лекции);
домашние задания
(глоссарное обучение и алгоритмическое усвоение умений);
активные семинары и практики (деловые,
ситуационные игры, вопросы и ответы, дискуссии, круглые столы).
лабораторные компьютерные занятия; курсовые и самостоятельные работы (письменные или устные);
консультации
письменные экзамены по дисциплинам
Слайд 15Средства обучения
типографский учебник
аудио- видео - учебные материалы
интерактивное телевидение
компьютерные интерактивные обучающие
системы в мультимедийном варианте
электронные библиотеки
контрольно – тестирующие комплексы
Слайд 16Основными компонентами программного продукта для ДО
средство(а) разработки учебного контента
(Authoring tools)
система управления обучением (CMI или LMS - Learning
Management System)
система обмена информацией между участниками учебного процесса
система доставки учебного контента (как правило вэб-сайт)
Слайд 17СДО
Learning Management System (LMS) - в русской терминологии Система Дистанционного
Обучения (СДО) - программное обеспечение, управляющее процессом электронного обучения. СДО
ведет учет учащихся, учебных материалов, результатов обучения.
Слайд 18Основные функции
Учет учащихся, персонализация и разграничение прав доступа к учебным
материалам
Управление процессом обучения, учет результатов обучения и тестирования
Управление и интеграция
с механизмами электронного общения
Подготовка оперативной и аналитической отчетности
Интеграция с внешними информационными системами
Слайд 19Возможные функции системы управления дистанционным обучением
Функции управления процессом обучения
Общение
Групповое обучение
Работа
преподавателя
Администрирование системы
Создание курсов
Администрирование системы (технические аспекты)
Ограничения системы
Дополнительные факторы
Слайд 20В системе ДО в России нуждаются:
- лица, желающие получить второе
образование или пройти переквалификацию;
- лица, желающие повысить свою квалификацию в
какой-либо области знаний;
- лица с ограниченной свободой перемещения:
- инвалиды;
- русскоязычное население в странах СНГ и дальнего зарубежья, и.т.д.
Слайд 21Разработка учебного курса на
базе новых технологий
Слайд 22Разработка учебного курса на
базе новых технологий
Слайд 23Управление процессом преподавания на базе современных технологий предполагает постоянный контроль
качества деятельности всех специалистов, участвующих в педагогическом процессе, с целью
повышения эффективности образования.
Вывод
Слайд 24Выбор технологии обучения
Выбор той или иной технологии для реализации дистанционного
обучения существенным образом зависит от большого числа обстоятельств.
Слайд 25Ограничивающие факторы:
Во-первых, недостаточный уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры региона, где находится
учебно-консультационный пункт, осуществляющий поддержку профессиональной образовательной программы.
Во-вторых, во многих регионах
России даже такая "традиционная" технология, как электронная почта, пока еще не может быть использована для обучения.
Слайд 26В-третьих, подключение к Интернет по низкоскоростным телефонным каналам позволяет использовать
электронную почту, но использование интерактивных Web-технологий может оказаться затруднительным.
В-четвертых, еще
сложнее оказывается реализация компьютерной видеоконференцсвязи.
В-пятых, трудность считывания больших объемов информации непосредственно с экрана монитора.
Ограничивающие факторы:
Слайд 27Наиболее перспективным является вариант - использование в учебном процессе только
КВКС (компьютерная видеоконференцсвязь) коммуникаций, несмотря на все достоинства этого средства
коммуникаций, не позволит создать эффективную среду обучения.
Слайд 28Вместе с тем, будучи подкрепленной другими средствами (печатными и электронными
учебниками, аудио- и видео кассетами, учебными материалами, распространяемыми в среде
WWW-серверов, общением преподавателя и обучаемого посредством электронной почты и т.д.), КВКС может заметно повысить эффективность ДО, увеличить дидактический потенциал такого комплекса.
Слайд 29По результатам исследований,
можно рекомендовать следующее относительное распределение различных форм "доставки"
учебной информации обучающемуся:
учебные материалы в печатном виде (традиционные технологии заочного
обучения) - 40-50%
учебные материалы, размещаемые на WWW-сервере -30-35%
компьютерная видеоконференцсвязь - 10-15%
другие формы доставки учебной информации - 5-20%.