Слайд 1Многообразие, вариативность, гибкость и открытость дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых
в МБОУ ДО
«Центр творчества и досуга»
Костякова Надежда Степановна,
методист
МБОУ ДО «Центр творчества и досуга»
города Черногорска
Слайд 2КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от
4 сентября 2014 г. N 1726-р
Все острее встает задача общественного
понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Приказ Министерства Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.(№09-3242)
Слайд 3Многообразие дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения
Количественный показатель программного обеспечения
Слайд 4Вариативность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения
Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы педагогов может иметь инвариантную и вариативную часть.
Инвариантная
часть включает общие базовые темы, необходимые для обучения всех обучающихся (предусматривается в основном в1 и 2год обучения, последующие - частично).
Вариативная часть предполагает обучение одарённых учащихся, учащихся, проявляющих повышенный интерес к какой-либо сфере деятельности (предусматривается со 2 и последующих годов обучения).
Такой подход к содержанию образовательной деятельности позволяет индивидуализировать процесс обучения в рамках общего количества отведенных часов.
Слайд 5Гибкость и открытость
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения
В прошедшем учебном
году по срокам обучения реализовывалось :
1 год – 24 программы;
2
года – 8 программ;
3 года –10 программ;
4 года – 7 программ.
На основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть разработана рабочая программа педагога - нормативный документ, определяющий объем, порядок и содержание изучения учебного курса, на текущий учебный год для реализации в конкретной учебной группе.
Слайд 6
Анализ Положения о ДООП учреждения и требований к образовательным уровням,
изложенных в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам показал их схожесть:
1. Программы разработаны по принципу постепенного усложнения программного материала. В соответствии с этим, учебный план строится по годам обучения (Локальный акт )
2. Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности (Порядок)
Слайд 7Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - основной документ педагога дополнительного образования,
определяющий содержание образования обучающихся в соответствии с установленными едиными требованиями
локальным актом учреждения.
Таким образом, программа педагога - внутренний нормативный документ, являющийся составной частью образовательной программы учреждения, следовательно должна соответствовать требованиям данного учреждения.
Программа определяет объем, порядок и содержание изучения учебного курса, условия обучения и последовательность освоения, формы текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.
Основные принципы разработанной программы:
Понятность
Логичность
Обоснованность
Точность, ясность
Информационная содержательность
Краткость
Слайд 8Педагог дополнительного образования должен
знать локальные акты:
Положение о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе;
Положение о промежуточной аттестации учащихся
определить:
возраст учащихся, участвующих в
реализации программы;
срок ее реализации
владеть:
методами и приемами обучения;
образовательными технологиями
иметь:
дидактические пособия и материалы
проанализировать:
имеющееся техническое оснащение занятий
Слайд 9Перед началом разработки программы педагогом продумывается и решается
Для чего он
будет учить обучающихся, т.е. определить педагогическую целесообразность.
Чему он будет
учить обучающихся, т.е. определить цель и результаты обучения.
Как он будет учить обучающихся, т.е. определить задачи.
Что будет делать, чтобы обучающимся было интересно учиться, т.е. определить формы проведения занятий.
Каким образом он будет учить обучащихся, т.е. составить примерный тематический план обучения.
Каким образом он будет отслеживать результативность обучения учащихся, т.е. определить формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
Слайд 10В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам педагоги дополнительного образования ежегодно обновляют их с
учетом развития науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Изменения в программе вносятся в пояснительную записку, а также пересматриваются и корректируются все её разделы: цель, задачи, организация учебной деятельности, формы работы, планируемые результаты, контрольно-измерительные материалы, список литературы.
Так, в 2018 – 2019 учебном году были пересмотрены все программы, расширены пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание и методическое обеспечение с целью:
введения профессиональной компоненты: (Скорректированы с учетом профессионального самоопределения, трудового обучения обучающихся)
корректировки контрольно-измерительных материалов (КИМов): (Произведено обязательное включение в приложения к программам контрольно-измерительных материалов)
использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР): (Перечислены и описаны используемые ЭОР по направленности программы)
Слайд 11Формы оказания методической помощи
Педагогические советы
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
Положение о промежуточной аттестации учащихся.
Индивидуальные консультации
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Возраст
учащихся, участвующих в реализации программы;
Срок реализации программы
Учебно-тематический план
Содержание программы
Семинары – практикумы
методы и приемы обучения;
образовательные технологии
Организованный мониторинг
дидактические пособия и материалы
имеющееся техническое оснащение занятий
Методические памятки по разработке программ