Слайд 1Личность в системе социальных связей
Слайд 2Понятия: человек, индивид, личность
Человек – биологический индивид, высшая ступень
живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции.
Т.о. понятие «человек» характеризует присущие всем людям качества и способности. Homo sapiens отличается от всех других живых существ специфическими способностями разумной деятельности и отношений.
Слайд 3
Антропологи проследили биологическую эволюцию от высших приматов до современного человека.
Этот процесс называется АНТРОПОГЕНЕЗ.
Слайд 4
Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение)
– 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс
историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Слайд 6Археологическая (технологическая) периодизация.
Палеолит
Мезолит
Неолит
Слайд 7
1) Палеолит (от греч. palaios – древний и lithos –
камень) – ранний, древнейший период каменного века.
Делится на:
ранний,
или нижний, палеолит (около 2 млн. лет назад – до 35 тыс. лет назад) и
поздний, или верхний, палеолит (35 – 10 тыс. лет назад). Поздний палеолит – время существования человека современного типа (неоантропов).
Слайд 8
2) Мезолит (от греч. mesos средний, промежуточный и litos камень)
– средний каменный век, период между концом палеолита и распространением
неолитического типа экономики.
Мезолитическая эпоха началась примерно 10 тыс. лет назад, но время ее существования различно в разных регионах.
Слайд 9
3) Неолит (от греч. νεος новый и λιθος камень) –
новый каменный век, период (ок. 8 – 3-го тыс. до
н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).
Слайд 10Социологическая периодизация.
Первобытнообщинное стадо;
Род (родовая община);
Соседская община.
Слайд 11
1) Первобытное человеческое стадо – небольшой непостоянный коллектив древнейших людей;
название начального этапа первобытнообщинного строя, его дородовой стадии (от 3
– 2,5 млн. лет назад до 40-35 тыс. лет назад).
Слайд 12
2) Род (родовая община) – коллектив родственников, живших и трудившихся
сообща и имевших общее имущество. Первая специфически человеческая форма объединения
людей (40-35 тыс. лет назад – 10-5 тыс. лет назад).
Слайд 13
3) Соседская (сельская) община – форма объединения людей на основе
не производственных, а территориальных связей, совместно владеющих землей, но уже
имевших свое отдельное хозяйство; третий (последний) этап в истории первобытнообщинного строя, сменивший родовую общину X-V тыс. лет назад.
Слайд 14
Вершина антропогенеза – КРОМАНЬОНЕЦ – человек современного физиологического типа. Появился
примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название
Homo sapiens (человек разумный).
Слайд 15
Индивид – это конкретный человек, во всем многообразии своих
физических и физиологических, психических и социальных качеств и свойств; носитель
воли, сознания, потребностей, интересов.
Слайд 16
Как член социума, индивид обладает стремлением слиться с социальной общностью
(идентифицироваться с ней), быть «как все» и вместе с тем,
«как никто другой», проявить свое Я, стать творческой индивидуальностью.
Следует отметить, что индивидуальностью обладают не только люди. Каждый знает, как не похожи друг на друга домашние животные – кошки, собаки – у каждого не только своя внешность, но и свой «нрав».
Слайд 17
Понятие «личность» рассматривает биологическое в единстве с социальным – условиями
жизнедеятельности и особенностями индивидуального развития человека.
Личность – это социальное
качество человека, обретаемое в ходе общественного развития, включения в систему общественных отношений путем активной предметной деятельности и общения.
Слайд 18
Понятие «личность» употребляется по отношению к человеку начиная лишь с
некоторого этапа его развития.
Личность – социальная характеристика, она отражает
общественные, а не биологические качества.
Слайд 19Не всякого человека можно считать личностью. У новорожденного нет личности.
Ребенок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы
потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и не-собой, между «Я» и «не-Я». Известно, что ребенок в раннем детстве называет себя собственным именем («Саша хочет пить») и с трудом переходит к личному местоимению «Я хочу пить». Через понимание других, через общение ребенок приходит к формированию своего социального «Я» - своей личности.
Слайд 20Соотношение природного и социального в человеке
Сегодня ученые приходят к мысли
о том, что в структуре личности имеются три составляющие: биологическое,
наследственное и социальное. Именно они и формируют неповторимый образ каждого человека.
Слайд 21
ЛИЧНОСТЬ
биологическое (природное) –
это то, что закладывается нам
природой от
рождения,
то, что является общим по
происхождению, но не обязательно
тождественным у человека
с животным
наследственное - то,
что существует
и развивается на
основе генного
фонда родителей;
социальное –
приобретенное человеком
в ходе социализации,
общения и
взаимодействия с
другими людьми
Слайд 22
С проблемой личности тесно связанно понятие "социальность".
Социальность - это
особое качество взаимоотношений людей или отношения одного человека к кому-либо
или чему-либо, когда они (т.е. и отношения и взаимоотношения) рассматриваются как общественно значимые.
Именно социальность не только отличает человека от животного, но и делает его Человеком.
Слайд 23Социальность включает в себя четыре основных компонента:
осознание себя членом
общества, субъектом взаимодействия с ним, с другими людьми и группами;
сознательное
выполнение норм социального бытия, принятых данным обществом;
способность приложить личные усилия для приобщения к социальным ценностям, к их освоению и созиданию;
реализация познавательной, трудовой, семейной и др. функций на основе гуманизма и духовности.
Слайд 24
У каждого из нас их уровень различен: любой человек индивидуально
сочетает:
1. общее и особенное в физиологическом строении (муж. или жен.);
2.
общее и особенное в психических процессах и свойствах;
3. общее и особенное в духовном облике.
Слайд 25
При этом следует
оговориться, что неповторимость каждого не исключает, но предполагает схожесть с
другими по различным признакам:
социальному положению и национальной принадлежности;
физическим, нравственным, возрастным и профессиональным параметрам.
Слайд 26
Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование
собственно человеческих качеств.
Слайд 27Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности
человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа
социального:
а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
Слайд 28
г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого
развития психической жизни и интеллекта;
д) сложный механизм голосовых связок, строение
гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;
е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.