Слайд 1Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в условиях гимназии
Слайд 2Важнейшие задачи современной школы
Важнейшие задачи современной школы
Успешная самореализация личности
Её
социализация в обществе
Активная адаптация на рынке труда
Гражданственность
Патриотизм
Слайд 3Особую важность проблема гражданско-патриотического
Образования и воспитания приобретает в условиях
Особую важность проблема гражданско-патриотического
Образования и воспитания приобретает в условиях
Наступательная
вестернизация
с помощью СМИ
образа жизни
и стиля мышления
молодежи
Размывания
ценностей
Размывания
нравственных
основ
Слайд 4Экономическая
дезинтеграция
Экономическая
дезинтеграция
Социальная
дифференциация
общества
Девальвация
духовных ценностей
Стала заметной постепенная утрата нашим обществом
традиционно
российского нравственного и
патриотического сознания
Получили широкое распространение
равнодушие
индивидуализм
эгоизм
неуважительное отношение
к социальным институтам
неуважительное отношение
к государству
цинизм
национализм
агрессивность
Слайд 5Задачи школы
Мы должны ориентировать подростка
На развитие общечеловеческого мышления,
На
понимание социальных проблем и явлений,
На формирование общественно значимых мотивов,
На
развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.
Слайд 6Проблемы…
Человек, воспитанный
в обществе,
не может мгновенно
обрести независимость
суждений,
инициативу,
научиться отстаивать
свою точку зрения
и стать терпимым
к
инакомыслию,
руководствоваться
демократическими
ценностями
Для воспитания не
«подданного»,
а подлинно
Свободного
гражданина,
нравственно чистого
человека, патриота
своей Родины
требуется время
и долгая
кропотливая работа
Слайд 7Цель:
«От того, что и как я делаю, как веду себя
и за то, что голосую, зависит судьба моего народа, моего
государства, моя собственная, моих близких, за все я отвечаю, все я должен делать по закону и совести».
Слайд 8Структура гражданско-патриотического образования включает в себя
Урочную
деятельность
Внешкольную
деятельность
Внеурочную
деятельность
Следовательно, существует
необходимость взаимодействия
субъектов
образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей
Слайд 9С педагогическим коллективом:
Обобщение опыта, использования коммуникативных методик обучения;
Использование современных информационных
технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования (педсоветы);
Интерактивные методики
в учебной и внеклассной работе (обучающие семинары);
Участие в международных конкурсах, всероссийских акциях по гражданско-патриотическому воспитанию;
Освоение и апробация новых технологий обучения и воспитания.
Слайд 10С учащимися:
Уроки;
Деятельность Гражданского клуба как органа школьного самоуправления;
Уроки демократии (Гражданский
форум, дискуссионный клуб);
Проектная деятельность (социальные проекты);
Участие в конкурсах и олимпиадах
различного уровня: от гимназического до международных по вопросам гражданско-патриотического образования
Слайд 11С родителями:
Участие родителей в Гражданских форумах;
Участие в социально значимой деятельности
Слайд 12Модель системы гражданско-патриотического образования и
воспитания в МОУ гимназии №
13
Модель системы гражданско-патриотического образования и
воспитания в МОУ гимназии №
13
Основные элементы гражданственности и патриотизма
знания
качества
позиция
ценности
действия
Ключевые
понятия
Средства гражданско-патриотического образования и воспитания
Учебный процесс
Воспитательный процесс
Процессы
Авторские
уроки с
применением
активных,
интерактивных
стратегий
Разработка
апробация
авторских
элективных
курсов
Разработка
апробация
авторских
синхро-
низированных
курсов
Дидактические средства
Классные часы с применением
активных стратегий
Доминирующая роль
Гражданского клуба
Авторские разработки
для Дискуссионного клуба
Авторские разработки для
Гражданского форума
РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование гражданских компетенций
Социальное
проектирование
Слайд 13Такая модель построена на следующих концептуальных положениях
Обеспечение личной ориентации
образовательного процесса
Деятельностный характер гражданско-патриотического
Образования и воспитания
Т.о., концепция ориентирована на
пробуждение и развитие у детей
и молодежи духовности, нравственности,
патриотического сознания, высокой гражданственности,
способности отдать силы, разум и энергию на благо новой России.
Воспитательный потенциал
Практическая направленность
Слайд 14От педагога при реализации данной модели требуется:
активность в создании новых
образовательных программ,
предметная переориентация содержания учебных дисциплин,
авторские разработки учебных занятий
и многое другое.
Слайд 15
Реализация комплексно-целевой программы по гражданско-патриотическому образованию положительно влияет на учителя
и ученика:
учитель будет овладевать новыми компетенциями,
у ученика будет
развиваться активность в сфере гражданско-общественной деятельности
Слайд 16Учебный процесс
Авторские уроки с применением активных и интерактивных стратегий.
При проведении
своих уроков применяю следующие технологии:
- Учебное сотрудничество
- Дискуссия
- Презентация
-
Нравственная дилемма
- Ролевые и деловые игры
- Социальное проектирование
- Гражданский форум
- Практикум
Типология нетрадиционных уроков разнообразна, но ближе по духу уроки интеллектуальных раздумий, уроки поиски истины, уроки нравственных решений. Подобным уроком является урок по теме: «Русь корабль - перед ней океан…», «Иных уж нет – а те далече…», «Чему учил мудрец Конфуций», «Урок-версия» и др.
Слайд 17Разработка и апробация авторских элективных курсов
Для успешного решения задач гражданско-патриотического
образования и воспитания недостаточно работать только на уроках. Поэтому разработан
элективный курс «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы». Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.
Слайд 18Разработка и апробация синхронных программ для предметов гуманитарного цикла
В
содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный
подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Все более актуальным становится процесс синхронизации гуманитарных предметов. Конгломерат нескольких учебных дисциплин способствует формированию надпредметных, универсальных компетентностей.
Такой подход лег в основу созданной программы синхронизированного курса « Времена не выбирают, в них живут и умирают…» Мифы и реальность эпохи 30-х годов» средствами истории, обществознания, литературы и русского языка»
Слайд 19Метаурок: «Информационное общество – путь к несвободе?!»
Мотивация-парадокс: Оценивая
возможности развития информационного общества, академик Н.Н.Моисеев отмечал, что это будет
«тоталитарный порядок, но он будет поддерживаться не штыками и даже без применения современного сверхточного оружия, а средствами массовой информации. Он говорил: «Я не думаю, что подобный порядок в состоянии долго просуществовать на планете. Более того, режим «тотального демократизма» будет естественным шагом к концу истории… концом истории биологического вида «homo sapiens».
Проблемное задание: Нам предстоит объяснить представленную академиком Н.Н.Моисеевым взаимосвязь информационного общества и его тоталитарности.
Выяснить, почему, по мысли ученого, «тотальный демократизм» связывается с гибелью вида «homo sapiens».
Слайд 20Воспитательный процесс
Классный час на тему: «Смысл человеческой жизни в
том, чтобы она не прошла бессмысленно».
В основе проблемный вопрос: Что
же такое жизнь?
Дар?
Благо?
Зло?
Пустая трата времени?
Слайд 21Доминирующая роль органа самоуправления – Гражданского клуба
Навыки решения социально значимых
проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно
осваиваются в ходе социальной практики. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность детских и молодежных общественных организаций, органов школьного самоуправления.
С 2003 года в нашей гимназии действует орган ученического самоуправления – Гражданский клуб.
Слайд 22Авторские разработки для работы Дискуссионного клуба
Параллельно с Гражданским клубом
действует Дискуссионный клуб старшеклассников. В последние годы произошли серьезные изменения
в жизни современного общества, в том числе и в молодежной среде: нормой стало изучение различных гипотез, версий, оценок фатов и событий, анализ проблемных вопросов. Именно на этом и построена работа дискуссионного клуба. Гимназисты свободно высказывают свое мнение, учатся его отставать. Открытый анализ различных позиций дает возможность формировать гражданственность и патриотизм.
Слайд 23Гражданский форум
Умение понять позицию другого, поиск компромисса, предвидение последствий принимаемых
решений, ведение диалога – это нелегко и требует навыка. Одной
их самых эффективных методик решения подобных задач является Гражданский форум. Эта дискуссионная методика подразумевает поиск решений в различных областях общественной жизни. Форум показывает идеальную форму принятия стратегических решений в процессе «ролевого мозгового штурма» с взвешиванием всех «За» и «Против».
Слайд 24Гражданский форум: «Легко ли быть другим…»
Слайд 25Задумаемся…
Задание: Перед вами цветовая гамма. С каким цветом у Вас
ассоциируются:
«Диссиденты»
Свой выбор объясните
Слайд 27Актуальность проблемы…
Считаете ли Вы данную проблему актуальной для формирования
гражданской позиции ?
Почему?
Слайд 28Подходы к решению проблемы:
Легко ли быть другим…
Подобная позиция
заслуживает
уважения
Подобная позиция
заслуживает осуждения
Мне эти люди
неинтересны
Слайд 29Проектная деятельность
Еще Конфуций говорил: «Скажи мне и я забуду, покажи
– и я, может быть, запомню, вовлеки меня – и
я узнаю». Действительно, чтобы воспитать гражданина и патриота, необходимо вовлекать молодежь в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед обществом. Жизнь показывает, что глобальные изменения в мире могут начаться с малых поступков. Российская школа пока еще оторвана от реалий жизни общества. Социальное проектирование помогает изменить сложившуюся ситуацию.
Слайд 30Формирование ключевых компетенций
Исследовательская компетентность
Компетентность социального выбора
Компетентность социального действия
Коммуникативная компетентность
Учебная компетентность
Слайд 31Преимущества модели…
Модель гражданско-патриотическое образование существенно отличается от коммунистического воспитания:
нет
претензий на тотальность (на охват всех сторон жизни человека);
не
дает готовых ответов, а учит ставить вопросы;
оставляет пространство для индивидуального решения и не стремится к единообразию (в одежде, поступках, мыслях, взглядах и т.д.);