Разделы презентаций


Мы грань земную перешли… (Культура русского зарубежья первой волны)

Содержание

Мы грань земную перешли, Мир исчезающий невинен. Уходят в море кораблиИ тонут в голубой пустыне.(3. Шаховская) «Мы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок-спектакль
«Мы грань земную перешли…»
(Культура русского зарубежья первой волны)
Составитель: Бабич Татьяна

Васильевна, преподаватель МХК ГБПОУ МО «Ногинский колледж»
2017

Урок-спектакль«Мы грань земную перешли…»(Культура русского зарубежья первой волны)Составитель: Бабич Татьяна Васильевна, преподаватель МХК ГБПОУ МО «Ногинский колледж»2017

Слайд 2Мы грань земную перешли,
Мир исчезающий невинен.
Уходят в

море корабли
И тонут в голубой пустыне.
(3. Шаховская)



«Мы не покинули Россию,
мы увезли её с собой»
(Роман Гуль)

Мы грань земную перешли, Мир исчезающий невинен. Уходят в море кораблиИ тонут в голубой пустыне.(3. Шаховская)

Слайд 3Тип урока: литературно-музыкальная композиция с элементами спектакля.
Цели урока:
Образовательные:
- Систематизировать, углубить

знания студентов.
- Проконтролировать качество усвоенных студентами знаний по данной теме.
Развивающие:
-

Продолжить формировать у студентов умения формулировать выводы, самостоятельно строить рассказ, обобщать отдельные факты, работать с основными терминами и понятиями.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к людям, создавшим шедевры отечественной культуры Серебряного века

Тип урока: литературно-музыкальная композиция с элементами спектакля.Цели урока:Образовательные:- Систематизировать, углубить знания студентов.- Проконтролировать качество усвоенных студентами знаний

Слайд 4Серебряный век испытал военные и социальные потрясения 1917-1920 гг. Но

мощное культурное движение не могло исчезнуть в один момент только

от внешних неблагоприятных обстоятельств — ведь у культуры есть собственные источники и логика развития. Серебряный век не исчез. Отдельные его традиции продолжали существовать некоторое время в культуре революционного романтизма, а большая часть — в культуре «России № 2», как иногда называют русскую эмиграцию 1920-30-х гг.

Серебряный век испытал военные и социальные потрясения 1917-1920 гг. Но мощное культурное движение не могло исчезнуть в

Слайд 5Пройдет несколько десятков лет… Целая жизнь… В Россию вернётся Ирина

Одоевцева - замечательная русская поэтесса, супруга и единомышленник Георгия Иванова,

современница и ученица Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Ивана Бунина, Дмитрия Мережковского.
Представим себе, что мы оказались собеседниками этой замечательной творческой пары.
Пройдет несколько десятков лет… Целая жизнь… В Россию вернётся Ирина Одоевцева - замечательная русская поэтесса, супруга и

Слайд 6Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была поставлена перед

дилеммой выживания или адаптации. Здесь разграничение прошло не между выбором

сохранить или приспособиться, а между теми, кто оказался в эмиграции, и теми, кто остался. События революции и гражданской войны разломили Серебряный век на две неравные части. Волею судеб часть деятелей русской культуры остаются в голодающей России.

Это Александр Блок,

Анна Ахматова,

Николай Гумилёв,

Осип Мандельштам.

Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была поставлена перед дилеммой выживания или адаптации. Здесь разграничение прошло

Слайд 7Двадцатый век… ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла,
Ещё чернее и

огромней
Тень Люциферова крыла.

И отвращение от жизни,
И к ней безумная

любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Двадцатый век… ещё бездомней,Ещё страшнее жизни мгла, Ещё чернее и огромней Тень Люциферова крыла.И отвращение от жизни,И

Слайд 8Русская эмиграция после революции и гражданской войны выделяется массовостью исхода

за короткое время (по различным данным, в течение нескольких лет

Россию покинули около двух миллионов человек). Но главное отличие состояло в том, что русские беженцы стали эмигрантами вопреки своему желанию, а оставленная ими родина изменилась самым радикальным образом.
Ведущим культурным феноменом истории русской эмиграции стала литература. Изобразительное и музыкальное творчество по сути своей более интернационально. Литература же хранила главное: язык, мысль.


Георгий Иванов

Русская эмиграция после революции и гражданской войны выделяется массовостью исхода за короткое время (по различным данным, в

Слайд 9Марина Цветаева
За пределами России оказалась едва ли не половина творчески

активных носителей прежней культуры, ведущих творцов философии и искусства Серебряного

века. В целом создалась уникальная ситуация. Нет государства, нет своего правительства, нет экономики, нет политики — а культура есть.

Главное в сохранении национального лица — это не государство и не экономика, а культура. Распад государства не влечет за собой гибели нации. Только гибель культуры означает ее исчезновение.

Дмитрий Мережковский

Зинаида Гиппиус

Марина ЦветаеваЗа пределами России оказалась едва ли не половина творчески активных носителей прежней культуры, ведущих творцов философии

Слайд 10И. А. Бунин был олицетворением лучших традиций русской литературы. Все

признавали его талант, хотя он мало общался с парижской литературной

богемой. Но для большинства русских литераторов за границей лидерство И.А. Бунина было вне сомнений.

И. А. Бунин

И. А. Бунин был олицетворением лучших традиций русской литературы. Все признавали его талант, хотя он мало общался

Слайд 11Никто, кроме него, в русской литературе не умел с таким

мастерством передать запахи, ощущения. Описаниями «темных аллей» и жизни в

старых русских усадьбах писатель словно делал читателя своим земляком, так же, как он, хорошо знавшим родные места. Надо ли говорить, какое впечатление такая проза производила на тосковавшего по родине эмигранта?

Никто, кроме него, в русской литературе не умел с таким мастерством передать запахи, ощущения. Описаниями «темных аллей»

Слайд 12Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, первый русский

лауреат Нобелевской премии по литературе

Русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе

Слайд 13Исторической миссией русской эмиграции после революции стало сохранение и развитие

уже исчезнувшей культуры в традициях Серебряного века. Эта особенность сделало

русскую культуру культурным феноменом. В эти трагические годы оставшийся в России Николай Гумилёв напишет:

Николай Гумилёв

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в тишине

Исторической миссией русской эмиграции после революции стало сохранение и развитие уже исчезнувшей культуры в традициях Серебряного века.

Слайд 14Эта эфемерная «Россия № 2», не имея ни столицы, ни

правительства, ни законов, разбросанная по разным странам мира, держалась только

одним — сохранением прежней культуры России в чужом культурном и национальном окружении. В этом эмиграция видела единственный исторический смысл случившегося, смысл своего существования.
Эта эфемерная «Россия № 2», не имея ни столицы, ни правительства, ни законов, разбросанная по разным странам

Слайд 15Анна Ахматова
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь

свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук

твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

И у тех, кто вынужден был уехать, и у тех, кто остался, был свой, особый взгляд на происходящее, своя, особая правда.

Анна АхматоваМне голос был. Он звал утешно,Он говорил: «Иди сюда,Оставь свой край глухой и грешный,Оставь Россию навсегда.Я

Слайд 16Марина Цветаева
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу – грудь и

висок.

Божье да белое твое дело:
Белое тело твое в песок.

Не лебедей

это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает…

Старого мира – последний сон:
Молодость – Доблесть – Вандея – Дон.
Марина ЦветаеваБелая гвардия, путь твой высок:Черному дулу – грудь и висок.Божье да белое твое дело:Белое тело твое

Слайд 17Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею

кровью склеит
Двух столетий позвонки?

Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет


На пороге новых дней.
…………………………….
И ещё набухнут почки.
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный, жалкий век!
Век мой, зверь мой, кто сумеетЗаглянуть в твои зрачкиИ своею кровью склеитДвух столетий позвонки?Кровь-строительница хлещетГорлом из земных

Слайд 18Но настоящим, полноценным литературным салоном, подобным тем, что существовали в

России «золотого» пушкинского века, были воскресные собрания в квартире З.Н.

Гиппиус и Д.С. Мережковского на улице Колонель Боннэ. Здесь собирались и литературные мэтры и молодые литераторы эмиграции, политики, философы, иногда заходил и Бунин.
Но настоящим, полноценным литературным салоном, подобным тем, что существовали в России «золотого» пушкинского века, были воскресные собрания

Слайд 19Царицей салона была сама хозяйка — «великолепная Зинаида». Атмосфера дискуссий,

высокого культурного творчества, царившая в их доме, переносила сюда привычки

10-х гг. к спорам, поиску нового, ценности индивидуальности, оригинальности, культ творчества. Утверждали, что на воскресных встречах было запрещено говорить только о двух вещах: о погоде и о быте.
Царицей салона была сама хозяйка — «великолепная Зинаида». Атмосфера дискуссий, высокого культурного творчества, царившая в их доме,

Слайд 20Василий Кандинский
Марк Шагал
Константин Коровин
Леон Бакст
В гораздо выгодном положении в эмиграции

оказались русские художники. Ведь язык живописи интернационален. Они по-настоящему принадлежали

уже не только русской культуре — они стали частью мировой культуры. Это было иное решение дилеммы сохранять или ассимилироваться.
Василий КандинскийМарк ШагалКонстантин КоровинЛеон БакстВ гораздо выгодном положении в эмиграции оказались русские художники. Ведь язык живописи интернационален.

Слайд 21Коровин Константин
Парижский бульвар
Плафон парижской Grand Opera
Марк Шагал

Коровин Константин Парижский бульварПлафон парижской Grand OperaМарк Шагал

Слайд 22Леон Бакст . Театральные костюмы 

Леон Бакст . Театральные костюмы 

Слайд 23Русская музыкальная культура за рубежом оказалась в лучших условиях (ведь

музыка — самое интернациональное искусство). Накануне революции в Европе на

гастролях оказалось несколько групп артистов Императорских театров, которые стали первыми эмигрантами.
Русская музыкальная культура за рубежом оказалась в лучших условиях (ведь музыка — самое интернациональное искусство). Накануне революции

Слайд 25Русская музыкальная культура в Европе 20-х гг. блистала настоящими «звездами»:

певец Ф.И. Шаляпин, танцоры и балетмейстеры М.Ф. Кшесинская, А.П. Павлова,

В.Н. Нижинский, М.М. Фокин, С.М. Лифарь, Т.П. Карсавина.
Русская музыкальная культура в Европе 20-х гг. блистала настоящими «звездами»: певец Ф.И. Шаляпин, танцоры и балетмейстеры М.Ф.

Слайд 26Из русских композиторов наиболее быстро и естественно в европейскую культуру

вошел самый авангардный — И.Ф. Стравинский. С.В. Рахманинова чаще воспринимали

как гениального виртуозного пианиста. Русские музыканты за рубежом обогатили западную культуру русской классикой. Особой популярностью пользовались музыка П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина и оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Федор Шаляпин

Но для самих эмигрантов, тосковавших по потерянной родине, наиболее близка была песенная культура. Концерты А.Н. Вертинского собирали полные залы.

Сергей Рахманинов

Игорь Стравинский

Из русских композиторов наиболее быстро и естественно в европейскую культуру вошел самый авангардный — И.Ф. Стравинский. С.В.

Слайд 27Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была поставлена перед

дилеммой выживания или адаптации. Здесь разграничение прошло не между выбором

сохранить или приспособиться, а между теми, кто оказался в эмиграции, и теми, кто остался. Русская пореволюционная эмиграция выполнила свою историческую миссию и угасла, когда иссякли внутренние источники культурного развития в рамках традиций Серебряного века.
Художественная культура русского зарубежья в меньшей степени была поставлена перед дилеммой выживания или адаптации. Здесь разграничение прошло

Слайд 29Домашнее задание: Подготовить презентации по жизни и творчеству деятелей культуры

русского зарубежья первой волны.

Учебно-методическое обеспечение
Л.А. Рапацкая "Искусство "серебряного века". -

М.: Просвещение: "Владос", 1996.
Л.В. Звягина "Уроки-концерты в школьном курсе "Мировая художественная культура". - Новосибирск: "Книжица", 1997.
Г. Пономаренко "Отговорила роща золотая", М.: Музыка, 1981.
Н.А. Калинина "Сергей Васильевич Рахманинов". - М.: Дет.лит., 1989.
С.С. Прокофьев "Материалы, документы, воспоминания". - М.: Музыка, 1987.
С.Ф. Хлебунова Управление современной школой. Выпуск VI. Профильное обучение: новые подходы. Практич. пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК.-Ростов-н/Д: издательство "Учитель", 2005.

Домашнее задание: Подготовить презентации по жизни и творчеству деятелей культуры русского зарубежья первой волны.Учебно-методическое обеспечениеЛ.А. Рапацкая

Слайд 31https://www.colourbox.com/preview/9069294-springtime-apple-blossoms-nature-background.jpg - фон
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9142dab44918fa4e5a5f4a414b43c8bc-l&n=13 – яблоневый цветок
http://allday1.com/imagedb/be/f/048b2188e2f1f930cb0c8a09e453a.jpg - зеленые листики

https://www.colourbox.com/preview/9069294-springtime-apple-blossoms-nature-background.jpg - фонИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9142dab44918fa4e5a5f4a414b43c8bc-l&n=13 – яблоневый цветокhttp://allday1.com/imagedb/be/f/048b2188e2f1f930cb0c8a09e453a.jpg - зеленые листики

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика