Слайд 1
Педагогический проект
«Одаренные дети»
Авторы: методист ЦДО «Прометей» Кудряшова Н.Л.,
педагог
дополнительного образования ЦДО «Прометей» Фомина Н.К.
Слайд 2Анализ ситуации
В Клявлинском районе:
1739 обучающихся в ОУ из них
заняты дополнительным
образованием 1692 детей 97%
32 % детей
имеют положительные результаты участия
в различных мероприятиях
Слайд 3потребность общества в неординарной творческой личности
способности нестандартного поведения
спрос
на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых
людей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Слайд 4Возможные пути решения данной педагогической проблемы:
три направления
1. Работа по
выявлению и развитию индивидуальных способностей одаренных детей.
2. Работа с педагогами
в целях повышения квалификации по работе с одаренными детьми.
3. Работа с семьей одаренных обучающихся по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Слайд 5Цель
создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в
Клявлинском районе
Слайд 6Задачи: .
Разработать оптимальный механизм выявления одаренных детей.
Обеспечивать
необходимыми нормативно-правовыми, финансово-экономическими, материально-техническими, научно-методическими, кадровыми и информационными ресурсами работу
с одаренными детьми в центре дополнительного образования
создать благоприятные условия путем обогащения образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся.
систематизировать методы работы с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
расширить возможности для участия одарённых и способных воспитанников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Слайд 7Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №
3266-1 "Об образовании";
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года
№ 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
ФЗ от 4 декабря 2007 года № 329 – ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 – 2010 годы)"
Слайд 10Этапы выявления одаренных
I этап - аналитический— при выявлении одаренных детей
учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и
т.д.
II этап - диагностический — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
III. этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Слайд 11
Выявление способностей
одаренных детей
Слайд 12здоровая физически,
духовно – нравственно
и социально
Владеющая
средствами
и
способами
исследовательского труда
способный
к саморазвитию
и самообразованию
осознанный выбор
и освоение профессиональных
образовательных программ
находит
выход из
проблемной ситуации
способный
осуществить
самостоятельно продуктивную
деятельность
разносторонний интеллект,
компенсаторные способности,
высокий уровень культуры
модель одаренного ребенка
Слайд 13Созданная системыа работы с одаренными детьми;
Обеспеченные для каждого ребенка
равные стартовые возможности в реализации их интересов;
Стабильная мотивация развития
своих способностей;
Сформированная система мониторинга качества образования одаренных детей
созданные условия для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
Ребенок
Проведенные за год конкурсы - 2, конференции - 1, олимпиады -3
Увеличенное количество детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью (до 550)
Ожидаемые конечные результаты Проекта:
Слайд 14Условия развития и поддержки творческой одаренности
1.Требования к педагогу:
«Не навреди»,
«Помоги мне это сделать самому»
Совершенствование педагогической компетентности
(профессиональной и личностной)
2.
Учет психофизиологических особенностей детей через
психодиагностику
3. Педагогическая и социальная поддержка детей:
а) подбор детей в творческие группы;
б) предоставление возможностей для развития
творческих способностей и личностных характеристик
в) социальная адаптация детей, психологическая поддержка,
профессиональная ориентация
г) сотрудничество и партнерство с родителями;
д) отслеживание дальнейшего творчества выпускников
Слайд 15
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
° принцип максимального
разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
° принцип возрастания
роли внеурочной деятельности;
° принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
° принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
° принцип свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
Слайд 16Перечень мероприятий:
проведение мероприятий с интеллектуально одаренными учащимися;
проведение мероприятий
с творчески одаренными учащимися;
проведение спортивных мероприятий;
развитие материально-технической базы;
развитие кадрового потенциала;
поддержка одаренных детей;
поддержка одаренных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Слайд 17Условия успешной работы с одаренными воспитанниками
Осознание важности этой работы каждым
членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к
проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы в работе с одаренными воспитанниками.
Признание руководством и коллективом центра того, что реализация системы работы с одаренными воспитанниками является одним из приоритетных направлений в работе.
Включение в работу с одаренными в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Слайд 18Материально-техническое обеспечение:
оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, спортивного зала и площадок
для работы с одаренными детьми;
оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с
одаренными детьми;
оснащение инвентарем и расходными материалами творческих объединений воспитанников
Слайд 19Кадровое обеспечение:
включение в программу профессионального образования педагогов и педагогов-психологов модуля,
обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми;
разработка и реализация программ
повышения квалификации педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми
Слайд 20Информационное обеспечение:
функционирование сайта центра, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;
освещение
работы с одаренными детьми в СМИ;
издание информационных буклетов, брошюр, программ,
проектов, мероприятий с одаренными детьми;
информационное наполнение базы данных.
Слайд 21Диагностика
« Метод шести думательных шляп»
«Нравится ли…»
Методика «Карта одаренности»
Модель Дж.
Гилфорда
Шкала рейтинга поведенческих характеристик одаренных
детей
Метод цветовых выборов
Слайд 22Литература
1. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков
/ Ю.Д.Бабаева, Н.А. Лейтис. М., 1996. 408с.
2. Куровская, С.Н. Одаренный
ребенок и семья / С.Н.Куровская, В.П.Тарантей. Мозырь 2006. 157с.
3. Малахова, И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А.Малахова. Мн.,2002. 157с.
4. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования / Н.А.Сакович. Мн.2003. 57с.
5. Семененя, И.И. Психологические основы взаимодействия учителя с одаренными детьми / И.И.Семененя. Мозырь 2997. 72с.