Слайд 1Организация и проведение международных сравнительных исследований оценки образовательных достижений обучающихся
(TIMSS,
PISA, PIRLS)
Слайд 2TIMSS - 2015
Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного
образования учащихся 4-х и 8-х классов проводится 4-летними циклами (1995,
1999, 2003, 2007, 2011, 2015). В исследовании участвуют более 63 стран мира.
Слайд 3Основной целью:
Исследования Timss является оценка учебных достижений по математике и
естествознанию учащихся 4-х и 8-х классов и выявление главных внутришкольных
и внешкольных детерминантов образования.
Слайд 6PISA
Международное исследование по оценке математической грамотности и грамотности в
области чтения и естествознания 15-летних обучающихся организаций общего среднего, технического
и профессионального образования проводится с 3-х летними циклами (2000, 2003, 2003, 2009, 2012, 2015).
Слайд 7PISA – Programme for International Student Assessment Международная программа по
оценке образовательных достижений учащихся
Основной вопрос:
Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,
получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?
Слайд 8Основная информация об оценке образовательных достижений в исследовании PISA
Слайд 9Обычно, задача PISA состоит из:
Текста или текстов, которые объединены общей
темой (имеется название), снабжены рисунками, графиками, таблицами и т.д. Причем,
как содержащими, так и не содержащими полезную для успешного ответа на вопросы информацию;
Набора вопросов, отнесенных к теме, заданной информационным блоком.
Закодированной информацией для исследователя - область, уровень сложности (определяется статистически).
Слайд 10
На рисунке 1 показано изменение уровня глубины озера Чад в
североафриканской части пустыни Сахара. Озеро Чад полностью исчезло примерно 20
000 лет назад до нашей эры в течение последнего Ледникового периода. Примерно 11 000 лет назад до нашей эры оно появилось вновь. Сегодня уровень его глубины примерно такой же, каким он был в 1000 году нашей эры.
ОЗЕРО ЧАД
Слайд 11Результаты стран по читательской грамотности (PISA – 2009)
Слайд 12Результаты стран по математической грамотности (PISA – 2009)
Слайд 13Результаты стран по естественнонаучной грамотности (PISA – 2009)
Слайд 14Вторая группа дефицитов.
Информация ученику
«подается на блюдечке с голубой каемочкой».
Наши школьники не умеют самостоятельно:
Решать задачи, которые требуют реконструировать условие,
переформулировать вопрос;
Найти дополнительные данные и/привлекать условия для решения задач;
Извлекать нужную информацию из составного (часто не учебного) текста, отвечать на вопросы, которые требует соотнести информацию с одним из представленных текстов;
Установить требуемый уровень точности ответа.
Слайд 15 Преодолеть этот дефицит можно в том случае, если:
Отказаться от «особо
точных» инструкций при решении определенной группы задач;
Поступиться (там где
это педагогически оправдано) научной точностью формулировок.
Вторая группа дефицитов.
Информация ученику
«подается на блюдечке с голубой каемочкой».
Слайд 16Третья группа дефицитов.
Взаимная изоляция предметов, составляющих образовательную программу.
Если в тексте
задачи есть сигналы, которые указывают школьнику на тот или иной
предмет, то способ решения задачи для него становится для него определенным.
Если задача состоит из вопросов, которые требуют различных способов решений (осваиваемых на различных предметах), то у школьника в голове возникает «короткое замыкание» и он ее просто бросает.
Слайд 17Третья группа дефицитов.
Взаимная изоляция предметов, составляющих образовательную программу.
Задавая «жизненные», а,
следовательно, интегрированного содержания задачи при проведении диагностических процедур, мы стимулируем
учителя ориентировать курс на формирование предметной компетентности, а не суммы знаний и умений.
Слайд 18Четвертая группа дефицитов.
«Учеба для жизни» лозунг исследования PISA, но не
отечественного образования.
Постсоветские школьники испытывают затруднения при решении задач, которые требуют:
Соотнести
форму ответа с адресатом;
Использовать личный опыт;
Реконструкции замысла автора.
Слайд 19Четвертая группа дефицитов.
«Учеба для жизни» лозунг исследования PISA, но не
отечественного образования.
Предположительно, эту группу дефицитов можно преодолеть, если:
Подобрать тексты так,
чтобы обсуждаемые в них проблемы были значимы для школьников;
Ввести рассмотрение текстов, которые содержат рассмотрение социальных проблем, в учебные материалы для всех образовательных областей.
Слайд 21PIRLS
Международное исследование по изучению качества чтения и понимания текста
учащимися начальной школы проводится 5-летними циклами (2001, 2006, 2011, 2016).
PIRLS
направлен
Слайд 22PIRLS направлен на оценивание образовательных достижений учащихся в области чтения,
стратегии и применения его на практике, сравнение уровня и качества
чтения и понимания текста учащимися начальной школы, выявление различий в национальных системах образования.
Слайд 23Основной целью исследования является сравнительная оценка уровня качества чтения и
понимания текста учащимися начальной школы различных стран мира.