Организация внеурочной деятельности в школе
Слайд 2Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
Концепция духовно-нравственного развития учащихся -
«идеологическая и методологическая основа ФГОС»
«Внеурочную деятельность следует понимать как личностно
- ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы».
Слайд 3
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности
создание дополнительных условий
для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их
свободного времени
- профессиональное самоопределение
- творческая самореализация ребенка
- социальное становление личности ребенка
Слайд 4Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель - развитие ребенка, его становление
как личности в школьные годы, приобретение им социально значимых знаний,
формирование социально нравственных отношений, накопление опыта социальных действий.
Задачи:
- изучение интересов, запросов детей и родителей, на их основе корректировка и разработка программ воспитательной деятельности школы; создание системы внеурочной деятельности;
- анализ возможностей школы и среды для реализации поставленных целей;
создание нормативно-правовой базы, определяющей механизм взаимодействия школы с социальными партнерами;
- повышение профессиональной компетентности педагогов как воспитателей.
Слайд 5Культурная практика - основная педагогическая единица внеурочной деятельности - организуемое
педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их
в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Слайд 6Базовые национальные ценности российского общества:
патриотизм,
социальная солидарность,
гражданственность,
семья,
здоровье,
труд и творчество,
наука,
традиционные религии России,
искусство и
литература,
природа,
человечество.
Слайд 8
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательный результат внеурочной деятельности –
непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или
ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Слайд 9УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания
об общественных нормах,
об устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
Слайд 10УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества
Достигается в дружественной детской
среде (коллективе)
Слайд 11УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Слайд 12 Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма (таблица).
3-й
уровень результатов
1-й уровень результатов
2-й уровень результатов
Форсирование результатов недопустимо.
МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОНСТРУКТОР
Слайд 13МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Фрагмент
Слайд 14Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования:
модель дополнительного образования
на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования;
модель «школы
полного дня»;
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
инновационно-образовательная модель.
Слайд 15Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования:
Модель дополнительного образования
–
создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности ОУ и учреждений дополнительного
образования детей, осуществление перехода от управлением образовательным учреждением к управлению образовательными программами.
Преимущество этой модели:
ребенку предоставляется широкий выбор для реализации своих интересов, возможности самореализации и самоопределения;
во внеурочную деятельность включаются квалифицированные специалисты учреждений культуры, спорта, дополнительного образования;
создается широкое поле для реализации культурных практик, приобретения учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Слайд 16Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования:
Модель «школы полного
дня» –
реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Преимущество
этой модели:
создаются благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка в школе в течение дня;
обеспечивается содержательное единство учебной, внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы школы;
создается здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно-эпидимиологических правил и нормативов;
в совместной деятельности ребенка и педагога обеспечивается реализация индивидуальной траектории развития ребенка. Воспитатель имеет возможность для индивидуальной беседы с ребенком (группой детей) в неформальной обстановке.
Слайд 17Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования:
Инновационно-образовательная модель –
деятельность
инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального
уровня, которая существует в рамках образовательного учреждения.
В рамках данной модели проходит разработка, апробация, внедрение образовательных программ, в которых учитываются региональные особенности.
Слайд 18Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования:
Оптимизационная модель –
В
реализации данной модели принимают участие все педагогические работники данного образовательного
учреждения. Координирующая роль принадлежит классному руководителю, который в соответствии со своими функциональными обязанностями:
взаимодействует с педагогическими работниками, с учебно-воспитательным персоналом школы;
организует в классе образовательный процесс, способствующий развитию личности учащихся; создает для этого благоприятный микроклимат;
включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их интересов, склонностей, способностей, разумного проведения свободного времени;
взаимодействует с родителями учащихся.
Преимущество этой модели:
создается единое образовательное пространство в школе, в котором объединяются все структурные подразделения (центры).
Слайд 19Модель образовательной системы МАОУ СОШ 76 - центра духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации учащихся
- творческой лаборатории воспитательной
работы
1. Центр научно-познавательного образования.
Цель - развитие интеллекта учащегося в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей
Слайд 20
МБОУ СОШ 76 - центр духовно-нравственного развития и воспитания
Познавательная
деятельность
Трудовая (производственная) деятельность
Досугово-развлекательная деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Художественное творчество
Социально преобразовательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
МАОУ
СОШ 76 – центр духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся
Слайд 211. Центр научно-познавательного образования.
Цель - развитие интеллекта учащегося в самостоятельной
творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей: научно-исследовательская деятельность учащихся, научные конференции школы, предметные конкурсы, недели, интеллектуальные игры, школьное научное общество, участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях городского, областного, российского и международного уровней, дополнительное образование по предметам.
Слайд 222. Центр художественно-эстетического образования.
Цель – развитие творческого потенциала ребенка, создание
условий для его самореализации: музыкальное объединение (хор, вокал, ансамбль), танцевальное
объединение (ритмика, эстрадные танцы), театральное объединение, школьная газета «Ритм», декоративно-прикладное объединение (кройка и шитье «Умелые ручки»), литературно-музыкальные композиции (классные и школьные праздники), сотрудничество с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования.
Слайд 233. Спортивно-оздоровительный центр.
Цель - создать условия для
сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них культуры здорового
и безопасного образа жизни, потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни; оптимального развития каждого обучающегося и повышения его физической работоспособности; возможности самоутверждения и самовыражения личности, социализации личности: игровые виды спорта, оздоровление, «Лечебно – физкультурные комплексы» (специальная медицинская группа), пропаганда ЗОЖ, бассейн, большой и малый спортивный залы, тренажерный и танцевальные залы, кабинет психологической разгрузки и медицинский кабинет
Слайд 244. Центр гражданско-патриотического образования.
Цель - развитие у
молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование
у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и гражданскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности: ученическое самоуправление, правовое, профилактическое направление, профессиональное самоопределение, государственные праздники, школьный музей, встречи с ветеранами ВОВ (акции), военно-спортивные мероприятия.
Слайд 255. Центр общественно-полезной деятельности.
Цель -
адаптация учащихся в жизни и обществе, социализация; формирование экологической культуры;
воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, включение учащихся в социально полезную деятельность: трудовые бригады, экологические экспедиции, волонтерская деятельность, «Родники», социальные проекты, акции, КТД.
Слайд 26Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
комплексные
образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к
результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
Типы образовательных программ:
Слайд 27Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
образовательные
программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня
Такие программы
могут иметь возрастную привязку, например:
для 5-6-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
для 6-7-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
для 8-11го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия
Типы образовательных программ:
Слайд 28Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
образовательные
программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
возрастные образовательные программы (образовательная программа
внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
индивидуальная образовательная программа школьника.
Типы образовательных программ:
Слайд 29Структура образовательной программы внеурочной деятельности
Пояснительная записка.
Актуальность работы по данному
направлению для личностного роста школьника: какие личностные изменения с ним
произойдут, какой ценностный жизненный опыт он приобретет. При этом учитываются возрастные особенности детей, возможности школьной, социальной среды.
Цели и задачи программы. Планируются конкретные реализуемые цели и конкретные задачи, которые будут выполняться для достижения целей. Цели соотносятся с ожидаемыми результатами.
Ожидаемые результаты.
Формы и содержание работы.
Сроки реализации: количество часов в году, в неделю; режим занятий.
Педагогические принципы и подходы, на которые опирается педагог в своей деятельности.
Тематическое планирование. В нем указывается тематика занятий: аудиторные, внеаудиторные часы.
Содержание программы. В данном разделе необходимо учитывать взаимосвязь форм и содержания, а также их соответствие поставленным целям, задачам и ожидаемым результатам.
Нормативные документы.
Литература.
Слайд 30Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
разработка
и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций,
направленных на решение воспитательных задач;
кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Механизмы интеграции: