Слайд 1Основные теоретические подходы к понятию одаренности детей
Кондрашова Л.В.
учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №8
г.Каменск-Шахтинского
Слайд 2Существуют две крайние точки зрения:
«все дети являются одаренными»,
до
уровня одаренного можно развить практически любого ребенка
«одаренные дети встречаются крайне
редко»,
т.е. одаренность – уникальное явление
Слайд 3Кого считать одаренными детьми?
Н.С.Лейтес выделяет 3 категории детей, которых принято
обычно называть одаренными:
дети с высоким IQ;
дети, достигшие выдающихся
успехов в каком-либо виде деятельности,
дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).
Слайд 4Кого считать одаренными детьми?
М.А.Холодная выделяет
шесть категорий:
‘сообразительные’
‘блестящие ученики’
‘креативы’
‘компетентные’
‘талантливые’
‘мудрые’
Слайд 5 Концепция американского исследователя Дж. Рензулли:
одаренность есть сочетание трех
основных характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
креативности;
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Слайд 6Психолог Б.М.Теплов
Понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности
не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Слайд 7Таким образом, одаренными чаще всего называют:
детей с высокими показателями по
специальным тестам интеллекта (“IQ”);
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших
успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
Слайд 8Виды одаренности
психомоторная,
интеллектуальная,
творческая,
академическая,
Социальная,
духовная
Слайд 9В учебной деятельности одаренные дети
Хотят добиваться успехов в учебе
и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
Способны
к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
Слайд 10В учебной деятельности одаренные дети
Могут полностью концентрировать внимание и
погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
Способны фиксировать свой опыт
и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Слайд 11«Минусы» одаренных детей
Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества
личности:
Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно
если он интеллектуально слабее.
Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
Слайд 12«Минусы» одаренных детей
Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль
собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Слайд 13Необходимые условия работы с одаренными (Теплов):
сохранение индивидуальности;
поддержка собственной
познавательной потребности;
знание психологических особенностей «одаренных».
Слайд 14Рекомендации по развитию одаренного ребенка
Работа по индивидуальному плану с
большими объемами учебных заданий.
Предоставление большей самостоятельности.
Требование выполнения обычного учебного задания
в нескольких альтернативных вариантах
Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию.
Слайд 15Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми:
быть доброжелательным и
чутким;
разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и
интересы;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
Слайд 16Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми:
иметь живой и
активный характер, обладать чувством юмора;
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру
своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Слайд 17А. Н. Колмогоров :
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы
в самой маленькой поисковой исследовательской работе».