Слайд 1Педагогический совет
«ОТ КОНФЛИКТА К КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
14.05.2009
Слайд 2Цель:
профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и
преодоления конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. Ознакомление педагогов с понятием конфликта, и изучение
его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.
2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных причин возникновения конфликтных ситуаций.
3. Определение педагогами особенностей поведения конфликтной личности, стилей разрешения конфликтов.
4. Осознание членами педсовета того, что направленность и качество разрешения конфликта определяет возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и педагогического взаимодействия.
5. Восполнение пробела в подготовке учителей в области информации о конфликтах в педагогической среде.
Слайд 3При подготовке к педсовету был проведен ряд микроисследований в форме
анкетирования старшеклассников (9–11 кл.).
Общий обзор полученных результатов анкетирования показывает:
– каждый
второй ученик в отношениях с учителями переживает конфликтные ситуации;
– значительно реже конфликты возникают между учащимися;
– если внутри классов чаще господствует атмосфера доброжелательности и взаимного интереса, то между классами царит дух разобщенности, равнодушия.
Слайд 4Причины возникновения конфликтов между
педагогами и учащимися
Причины конфликтов Для отметивших указанную причину,
%
ученики учителя
Плохая подготовленность учеников к занятиям 19 44
Нарушения дисциплины учащимися 15 38
Несправедливое отношение учеников к педагогу 4 6
Игнорирование советов и замечаний учителя 3 18
Нежелание учиться 5 41
Слишком высокие требования учителей 16 3
Несправедливость педагога 25 12
Нежелание учителя признать свои ошибки 19 12
Наличие у педагогов любимчиков среди учащихся 15 2
Нежелание учителей понять учеников 28 17
Слайд 5II. Практическая часть (работа в группах)
Вопросы для анализа конфликтной ситуации:
1.Что
предшествовало возникновению конфликтной ситуации ?
2. Основные причины возникшего конфликта?
3.Личностная позиция
педагога в возникшей ситуации, опишите реальные цели педагога во взаимодействии( чего он хочет : помочь, избавиться, безразличен и т. д.
4.Определите в ситуации момент ,когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать( эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность…)
5.Смысл конфликта для каждого из участников.
6.Варианты дальнейших отношений участников конфликта.
7.Какие действия ,приёмы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество,сотрудничество,компромисс,уклонение,приспособление?
Слайд 62. Обсуждение рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций каждой группой.
Через 15
минут работа продолжается в полном составе.
Ответы в группах озвучиваются
с позиций участников конфликтов.
Это роли учеников, учителей, администрации, родителей.
Слайд 7Выводы:
Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда
надо направлять первоочередные усилия.
2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой.
Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным.
3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации.
4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.
Слайд 8Проект решения:
1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ
общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.
2. Усилить
взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».
3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.
4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.
5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.
6. Провести семинар по теме «Психология общения».