Слайд 1Департамент образования города Москвы
Южное окружное управление образования
«Развитие профессиональных компетенций школьного библиотекаря
как условие повышения качества библиотечной работы.
Алгоритм планирования и отчетности
в школьной библиотеке»
ЛИБП ГБОУ МЦ ЮОУО ДОгМ
Совещание библиотекарей
19 .04.2012
Презентацию подготовила
заведующая библиотекой ГБОУ СОШ № 915
Столярова Татьяна Романовна
Слайд 2Портфолио
школьного библиотекаря
Методические рекомендации
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
Термин «портфолио»
Цель портфолио
Задачи портфолио
Функции портфолио
Практическая значимость портфолио
Модели портфолио
Типы портфолио
Виды портфолио
Методика
формирования портфолио
Организация и оформление портфолио
Приложения
Литература
Слайд 4«Что скажут о тебе другие,
коли ты сам о себе
сказать не можешь?»
Козьма Прутков
Слайд 5Термин «портфолио» (или «портфель») пришел к нам из педагогики, политики,
бизнеса, журналистики. Например, министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.
Слайд 6Портфолио - это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных
достижений за определенный период времени.
Слайд 7портфолио отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и
самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и
новыми знаниями, умениями, наработками.
Слайд 8Цель портфолио
накопление достижений;
отслеживание индивидуального прогресса;
представление деятельности и профессионального
развития за определённый период времени.
Слайд 9Задачи портфолио
- проанализировать и обобщить свою работу;
- связать воедино отдельные
аспекты своей деятельности;
- отразить динамику профессионального развития;
- представить опыт своей
работы наиболее полно и эффективно
Слайд 10Функции портфолио
Диагностическая — фиксирует изменения за определенный период времени;
Содержательная —
раскрывает спектр выполняемых работ;
Развивающая — обеспечивает непрерывный процесс обучения и
самообразования;
Мотивационная — поощряет результаты деятельности;
Рейтинговая — позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Слайд 11
Практическая значимость портфолио
- аттестация в будущем;
- лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
-
систематизация деятельности библиотекаря;
- стимулирующий фактор.
Слайд 13
ТИПЫ ПОРТФОЛИО
Портфолио документов
Портфолио работ
Портфолио отзывов
Слайд 14Портфолио документов
Включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:
дипломы (федерального, городского,
окружного, школьного
уровней)
грамоты
свидетельства
удостоверения
справки
сертификаты.
В разделе размещают копии документов.
Слайд 15Портфолио работ
собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности;
описание
основных форм и направлений творческой деятельности;
собрание различных творческих, проектных, исследовательских
работ библиотекаря;
конкурсные работы;
проекты развития библиотеки;
выступления на семинарах, методических объединениях, педсоветах;
сценарии различных массовых мероприятий;
электронные документы — различные презентации,
разработки в помощь проведения библиотечных уроков;
видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
печатные работы;
качественная оценка профессиональной деятельности библиотекаря по параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность и т.п.
Слайд 16Портфолио отзывов
Отношение библиотекаря к различным видам деятельности включает:
письменный анализ отношения
библиотекаря к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензии,
отзывы, резюме, рекомендательные письма, рефлексию и прочее);
оценки мероприятий коллегами, методистами ОМЦ, администрации школы, методических объединений предметников и т.д.;
самоанализ деятельности и ее результатов.
Слайд 17Можно конструировать
либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные
типы в качестве разделов),
либо «простые» (реализующие один из названных
типов)
Слайд 19Портфолио простые
Три типа портфолио в чистом виде:
«портфолио документов»
или
«портфолио работ»
или
«портфолио отзывов»
Слайд 20ВИДЫ ПОРТФОЛИО
Личный портфолио или
«Профессиональный портрет школьного библиотекаря»
Идеальный вариант
личного портфолио —комплексный, включающий все типы портфолио: портфолио документов +
портфолио работ + портфолио отзывов.
Кроме этого, целесообразно включить так называемый «портрет», который лучше всего разместить в самом начале.
Слайд 21«Портрет» рассказывает о личности библиотекаря. Предлагается выполнять в форме резюме.
Акцент в резюме необходимо сделать на имеющейся опыт библиотекаря: в
самообразовании, в проектной деятельности, по использованию в практике современных информационных технологий.
Слайд 22СОСТАВЛЕНИЕ РЕЗЮМЕ
Резюме — это краткое описание с предоставлением основных фактов
и важных деталей из вашей биографии.
Слайд 23в одном документе (формат А4, максимум с двух сторон) кратко
и ясно изложите только самую важную информацию о вас и
вашей работе;
сохраняйте компьютерный файл со своим резюме, чтобы было проще обновлять его и вносить необходимые изменения;
перед тем, как послать или передать кому-нибудь свое резюме, внесите необходимые изменения и дополнения;
проверьте орфографию. Печатая резюме, используйте бумагу хорошего качества.
Слайд 24Можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе.
Например, сразу после «портрета» - размышления на тему «Профессия школьного
библиотекаря» или «Миссия школьной библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или конкурсной работой —разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность ее анализировать, делать выводы, видеть перспективы.
В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.
Слайд 25Тематический портфолио
Занятие какой-либо темой. Например, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками
— преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др.
Использование
тематического портфолио дает возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективу и демонстрировать свой профессиональный уровень.
Слайд 26Тематический портфолио может включать:
План (структуру, схему);
Пояснительную записку, где приводится краткая
информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
Обоснование темы (предметного
курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;
Программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);
Работы детей (анкеты, тесты, отзывы на проведенный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);
Самоанализ проведенной работы;
Фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);
Отзывы коллег, учителей на проведенные занятия;
Подведение итогов, определение перспектив.
Слайд 27
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
Для чего я хочу создать портфолио?
Что я включу
в портфолио?
Как будет организован портфолио? (перечень материалов портфолио вначале -
обязательно)
Слайд 28
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
Главное требование, чтобы он был логически выстроен.
Слайд 29Можно оформлять в виде файловой папки с заголовками разделов;
Каждую работу,
документ, подборку материалов размещайте в отдельный файл;
Каждый элемент портфолио желательно
датировать, чтобы можно было проследить динамику;
Слайд 30В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или
их копии с указанием номера приложения;
В электронном варианте для
удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней;
Cделайте копии документов.
Слайд 32Сформировав портфолио, представьте свою работу администрации школы и в
Окружной методический центр.
Самый лучший вариант представления — защита или презентация
портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города.
Слайд 33ПРИЛОЖЕНИЯ: Удостоверения, справки, свидетельства о повышении квалификации
Слайд 37Выступления на семинарах, методических объединениях, педсоветах
Слайд 40СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Загашев И. Новые технологии в школьной библиотеке. Лекция 3.
// Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».—2004.—№19.—С.53-54.
Макарова Е.
Портфолио как он есть. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».—2006.—№6.—С.12-14.
Козлова О. Портфолио школьного библиотекаря. Презентация.
Новикова Т. Папка индивидуальных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт. // Директор школы.—2004.—№7.—С.13-24.
Новикова Т. Региональный опыт использования технологий портфолио в практике российской школы / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист.—2005.—№4.—С.31-34.
Слайд 41Новикова Т. Построение различных моделей портфолио / Т. Новикова, А.
Прученков, М. Пинская // Методист.—2005.—№3.—С.39-43.
Остенко М. Технология «Учебный портфель» в
образовательном процессе. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября».—2003.—№16.—С.10-15.
Пинский А. Рекомендации по распространению различных моделей портфолио учащихся основной школы. // Практика административной работы в школе.—2003.—№7.—С. 3-7.
Федотова Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы. // Школьные технологии.—2005.—№3.—С.171-180.