Слайд 1Семинар методической службы
Портфолио ученика как технология работы с учащимися
Слайд 2Портфолио
Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения
за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
учебной,
творческой,
социальной,
коммуникативной.
Слайд 3Педагогическая идея портфолио предполагает:
смещение акцента с недостатков знаний и умений
учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной
и качественной оценок;
доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Слайд 4В зависимости от конкретных целей обучения выбирается
тип портфолио:
портфолио документов;
портфолио
достижений (работ);
рефлексивный портфолио;
кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Слайд 5Портфолио документов
Сертифицированные (документированные)
индивидуальные образовательные достижения
Слайд 6Портфолио достижений (работ)
Собрание творческих и проектных работ, описание основных форм
и направлений учебной и творческой активности.
Слайд 7Рефлексивный портфолио письменный анализ личного отношения автора к своей деятельности
и ее результатам,
отзывы других людей
Слайд 8Обязательные элементы
Титульный лист.
Сопроводительный текст владельца портфолио с описанием цели (предназначения).
Содержание
портфолио с перечислением его основных элементов.
Самоанализ и прогноз (или план)
на будущее.
Слайд 9 Этапы работы
Нужно учитывать:
цели;
особенности темы;
сроки исполнения;
формы представления:
наглядность;
системность;
рефлексивность
Слайд 10Портфолио
в представлении результатов обучения
возможные +
сокращает сроки работы;
личностно-ориентирован;
допускает вариативность артефактов;
позволяет
представить разные подходы;
др.
возможные -
недостаточная проработка данных;
требует индивидуального подхода;
с трудом поддается
стандартизации;
отсутствие стройности и целостности;
др.
Слайд 11Портфолио ученика
собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально
показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и
внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами;
помогает организовать контроль над своим временем, правильно реагировать на ошибки, ставить реальные задачи и позволяет обеспечить преемственность разных этапов, процессов обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку портфолио служит связующим звеном между школьными ступенями.
Слайд 12Цели ученического портфолио
отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся;
активизация их
разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;
прогнозирование траектории личностного развития
ребёнка;
индивидуализация образования.
Слайд 13Задачи ученического портфолио
формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать
свою деятельность;
формирование и поддержка учебной мотивации школьников;
расширение возможностей
самообучения, самоорганизации, самооценки, саморазвития подрастающего поколения;
организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений учащихся;
расширение возможностей контрольно-оценочных средств в образовании, введение альтернативных форм оценивания;
развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся;
создание предпосылок и возможностей для успешной социализации учащихся.
Слайд 14Порядок работы
Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей,
классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства,
сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за оформление портфолио ложится на учащихся, родителей, классных руководителей.
Слайд 15Ученик
самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
самостоятельно оценивает
свои результаты;
самостоятельно вступает в контакт с экспертами-консультантами;
сам представляет
себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.
Слайд 16Учитель
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество,
направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио;
является организатором
деятельности в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
отслеживает индивидуальное развитие ученика;
является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и классного коллектива современного метода оценивания портфолио.
Слайд 17Родители
помогают в заполнении портфолио;
осуществляют контроль за исполнением портфолио.
Слайд 18По содержанию портфолио подразделяется
Портфолио ученика 1 - 4 класса
Портфолио
ученика 5 – 6 класса
Портфолио ученика 7 – 9 класса
Портфолио ученика 10 – 11 класса
Слайд 191-4 класс Особые требования предъявляются к познавательной деятельности детей, учебной
мотивации, произвольности познавательной деятельности и уровню развития наглядно-образного мышления.
5-6 класс
Появляется мотив самообразования (интерес к дополнительным источникам знаний), здесь очень важен т.н. мотив «учение для себя». Развитие рефлексии, использование доказательств, новый уровень развития навыков логических операций.
7-9 класс Усложняются требования к познавательной деятельности, развитию мышления. Появляется мотив целеполагания, умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес к использованию результатов учебной деятельности. Меняется восприятие системы отношений с окружающим миром, самооценка, что влияет на эффективность обучения в целом.
10-11 класс Наличие прогностических навыков, умений предвидеть, просчитать последствия достижения тех или иных целей, умение оценивать собственные ресурсы. Стремление к профессиональному самоопределению, выработке эффективного стиля познавательной деятельности. Высокий уровень рефлексии.
Слайд 20Кто составляет портфолио
Ведение портфолио обязательно для учащихся 9 и 11
классов, учащихся предпрофильных и профильных классов. Работа с портфолио ведется
под контролем классного руководителя, с привлечением учителей предметников.
- Портфолио ученика 1-4 класса составляется родителями;
- Портфолио ученика 5 – 6 класса составляется учеником при участии родителей;
- Портфолио ученика 7 – 9 класса составляется учеником, оформляется при участии родителей;
- Портфолио ученика 10 – 11 класса составляется и оформляется учеником.
Слайд 21Комплексное портфолио
Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений.
Портфолио работ
— собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ, описание сферы их
применения и презентации: участие в научных конференциях, конкурсах и др.
Портфолио отзывов — включает внешнюю и самостоятельную оценку достижений, планирование, а также отзывы, представленные внешними экспертами.
Слайд 22Структура портфолио
Раздел 1. Общие сведения
Раздел 2. Основные сферы деятельности
Раздел 3.
Успеваемость
Раздел 4. Общественная деятельность
Раздел 5. Успешность
Раздел 6. Перспективы
Слайд 23Содержательные принципы портфолио
Достоверность
Объективность
Целостность, тематическая завершенность представленных материалов
Наглядность результатов работы
Слайд 24Портфолио ученика представляется
при анализе образовательной деятельности и личностного роста учащегося
(например: выбор учебного профиля, перевод в другой класс, профориентация, получение
рекомендации для целевого поступления в ВУЗ, принятие решения о поощрении, участие в различных конкурсах);