Слайд 2Основные понятия
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 3Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей и личности.
«все дети являются одаренными»
«одаренные дети встречаются крайне редко»
Слайд 4 Уровень, качественное своеобразие и характер развития
одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков)
и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Слайд 5Особое значение имеет активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития
личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Слайд 6Темперамент
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее динамическую и
эмоциональную стороны в поведении и деятельности.
Динамические проявления определяются свойствами центральной
нервной системы (по И.П.Павлову):
1. сила процесса возбуждения и торможения, которая зависит от работоспособности нервных клеток;
2. уравновешенность нервной системы, то есть степень соответствия силы возбуждения силе торможения;
3. подвижность нервных процессов, то есть скорость смены возбуждения торможением и наоборот.
Слайд 7Характер
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.
Характер определяется системами отношений
(полярными по своей сути):
В отношении к другим людям (при этом
можно выделить такие черты характера, как общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность-грубость, доброта-злобность, скромность-наглость, простодушие-хитрость, великодушие-мелочность, справедливость-несправедливость и т. д.).
В отношении к делу ( деловитость-легкомыслие, ответсвенность-недобросовестность, трудолюбие-леность, корысть-бескорыстие, упорство-вялость, одаренность-бездарность, принципиальность-беспринципность и т.д.).
Слайд 83. В отношении к себе (скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность, гордость-приниженность, совестливость-бессовестность, скромность-хвастовство,
себялюбие-самоотверженность и т.д.)
4. В отношении к вещам (щедрость-жадность, экономность-нерасчетливость, бережливость-расточительность,
аккуратность-неряшливость, хозяйственность-бесхозяйственность и т.д.).
5. В отношении к долгу (сознательность-фанатичность, убежденность-формальность, исполнительность-небрежность, верность-неверность, надежность-ненадежность, преданность-вероломство и т.д.).
6. В отношении к природе (турист-домосед, эколог и т.д.),
Слайд 97. В отношении к увлечениям (спортсмен, коллекционер, музыкант, поэт, философ
и т.д.).
8. В отношении к излишествам (чревоугодник-воздержанный, многословный-молчаливый, азартный-неазартный и
т.д.).
При этом наблюдается определенная взаимопроникновение
указанных отношений.
Влияние на формирование характера имеет деятельность,
более конкретно – труд, а также механизмы – подражание,
ценностные ориентации и идеалы.
Слайд 11Задатки
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную
основу развития способностей.
Слайд 12Способности
Способности – индивидуально-психологические, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности.
Виды способностей
актуальные
потенциальные
специальные
общие
теоретические
практические
к
общению
к учению
к творчеству
Музыкальные,
литературные,
художественные и пр.
Слайд 13Творчество – это деятельность, направленная на создание нового.
«Творческая одаренность» -
это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но
ее преобразования и развития.
Слайд 14Способность к творчеству
Особенности творческого потенциала личности:
Высокий уровень независимых суждений,
Эклектичность, любознательность,
постоянное стремление объединить данные из различных отраслей знаний;
Легкость генерирования идей;
Целостность
восприятия;
Легкость в свертывании знаний.
Нестандартность мышления;
Постоянная готовность памяти (скорость переключения с одной области знаний на другую);
Сильная воля (доведение начатого до конца);
Вдохновение (характеризуется общей повышенной активностью человека, необычайная продуктивность деятельности, сознание легкости творчества, переживание одержимости и эмоциональная погруженность в творчество.
Слайд 15Характеристики одаренности:
Качества личности:
Стремление к творческой деятельности;
Высказывание собственных идей и отстаивание
их;
Повышенная самостоятельность;
Высокий уровень познавательной потребности;
Получение удовольствия от самого процесса познания;
Устойчиво
высокая самооценка;
Автономность;
Особая мера чувственности и восприятия.
Слайд 16психологические условия развития одаренности в системе подготовки к олимпиадам
Создание условий
для поддержания и развития (особой) внутренней мотивации как системообразующего компонента
одаренности.
Создание условий для ускоренного, углубленного изучения предмета, обогащение за счет создания условий для самостоятельного поиска.
Наличие проблематизации.
Слайд 17Использование методов творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные
- в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Учет
эмоционального развития ребенка.
Слайд 18Компоненты профессиональной квалификации педагога
Базовый компонент:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка –
предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки.
б) основные профессионально
значимые качества педагога.
Слайд 19Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми:
а)
психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии
и педагогики одаренности;
б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая
не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;
Слайд 20в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной
и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и
адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.
Слайд 21Желаю успехов, у вас все получится