Слайд 2Современное оценивание
Оно должно быть:
гибким
многоинструментальным
понятным
психологически комфортным
двусоставным:
сочетать в себе суммативное и формативное оценивание
Слайд 3Суммативное оценивание
Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез
и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени
-
Формы и способы оценки определяет учитель
Слайд 4Формативное оценивание
Используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);
Обратная связь, обеспечивающая
прогресс;
Выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для
учащихся;
Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.
Слайд 5Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный и непрерывный процесс наблюдения
за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии
с
критериями и предполагает обратную связь.
Слайд 6Условия для формативного оценивания
знание и понимание учащимися целей обучения;
знание и
понимание учащимися критериев оценивания;
активное участие учащихся в процессе собственного познания;
эффективная
обратная связь с учениками;
5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
Слайд 7Знание и понимание учащимися критериев оценивания
Разработка критериев делает процесс оценивания
прозрачным и понятным для всех
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий,
критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
Совместная разработка критериев позволит сформировать позитивное отношение к оцениванию
Умение производить оценку на основе критериев останется с человеком на всю жизнь
Слайд 8Основные параметры критериального оценивания
1.Наличие критериев (измеряемые показатели).
2.Уровни оценивания (шкала оценивания
измеряемых показателей).
3.Дескрипторы (описание достигнутых измеряемых показателей).
Слайд 9Составление рубрики оценивания по предмету
Критерии
Уровни
Дескрипторы
Слайд 10Разработка критериев: Как начать?
Какой будет ожидаемый результат обучения?
Разработайте критерии для
измерения ожидаемого результата и запишите их в таблицу
Слайд 11Разработка критериев: Как начать?
Разработайте таблицу, включив туда критерии и описание
градации для каждого балла
Градация баллов – это описание различных уровней
достижения ожидаемого результата
Слайд 12ВЫВОДЫ
1. Критерии оценивания должны быть основаны на целях обучения,
и в процессе обучения учитель всегда должен обращать внимание учащихся
на критерии оценивания.
2. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся позволяет сделать процесс выполнения работы целенаправленным, а процесс оценивания – прозрачным.
3. Критерии оценивания должны быть понятными учащимся.
4. При формативном оценивании необходимо использовать не более 3 критериев.
5. Критерии оценивания должны быть озвучены до начала выполнения проверочных работ.
6. Критерии оценивания могут быть разработаны совместно с учащимися.
Слайд 13Подведем итог
Правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания
учебного материала
Критерии и их градация ясно демонстрируют учащемуся, как будут
оцениваться его знания, и что от него ожидается
Слайд 14
Чёткая, понятная, своевременная и по теме
Дает представление о том,
как идет процесс
Информирует о достижениях и пробелах
Проходит в
атмосфере взаимоуважения и доброжелательности
Предоставляет время для того, чтобы ученики дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления
Обеспечивает успех
2). Обратная связь
Слайд 18Приемы обратной связи с учеником на уроке:
«Светофор» (5-8 класс)
При опросе ученики поднимают «светофор»(карточка одна сторона которой окрашена в
красный, а другая в зелёный цвет) красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; учащийся вынужден каждый раз зафиксировать и оценить свои знания).
Опрос по цепочке (5-9кл.)
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).
Слайд 19Большой палец
Проверьте уровень понимания того, что вы объясняете, попросив учеников
показать большой палец.
Большой палец вверх = Я понимаю
Большой палец горизонтально
= Я почти понимаю
Большой палец вниз = Я не понимаю
Слайд 21Взаимоопрос (5–10класс)
Ученики опрашивают друг друга по базовым листам
(разновидность: ученик – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).
Измерение
температуры
Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения.
Слайд 22Защитный лист (5 – 11 классы).
Перед каждым уроком, всегда
в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик, без
объяснения причин, может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Учитель, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
Отсроченная реакция (5- 6 классы)
Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика (никаких выкриков с места; вопрос – пауза 30 секунд - ответ).
Слайд 23Снежный ком
Из большого числа заданий массива знаний, ученик
выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться». Таким образом,
он сам отслеживает уровень своей компетентности.
(Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы).
Рейтинг
Завершив работу, ученик сам себе ставит отметку. За эту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. (Этот прием можно рекомендовать для докладов, тренировочных контрольных работ, сочинений, практических работ, лабораторных работ, индивидуальных заданий. Оценка выставляется в дневник, в тетрадь, в ведомость учета знаний, которую может вести учитель
Слайд 24 Приём «Карандашные пометки на полях»
(«Л» - легко, «Т» - трудно,
«С» - сомнения, ) Пометки, сделанные учеником дома на полях
тетради во время выполнения домашнего задания помогают учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии.
Прием«Найди ошибку»
На доске заранее записаны не менее пяти (такое количество позволяет учащимся быстро осуществлять самопроверку) устных заданий, с возможными типичными ошибками, которые могут возникнуть в процессе выполнения домашней работы, записаны ответы. Ученики анализируют задание в течение короткого промежутка времени, молча ставят «+», если согласны с ответом, или « - », если не согласны и рядом записывают правильный ответ. Выполнив задание, школьники с удовольствием ставят оценку себе.
Слайд 25Поймай вопрос!
Учитель бросает мешочек с фасолью, когда задает вопрос. Это
делает процесс опроса кинестетическим и позволяет вовлечь учеников, обычно не
проявляющих желание отвечать добровольно. Вы можете позволить ученикам перебросить вопрос кому-то другому в случае, если они не знают ответа. Данное задание можно также выполнять в командах. Учитель по очереди бросает мешочек с фасолью каждой команде. Если человек, поймавший мешочек, отвечает на вопрос – его команда зарабатывает 3 балла. Если же он не знает ответа, то перебрасывает мешочек другой команде за 2 балла. В случае если мешочек перебрасывается еще раз, стоимость правильного ответа снижается до 1 балла.
Слайд 28
Обратная связь
Является положительной
Учитель – позитивен, предлагает ученику свою
помощь в выполнении задания и сконцентрирован на задаче обучения
Чем
больше информации получает учитель о том, что знают и думают учащиеся, как они учатся, тем больше у него возможностей для совершенствования преподавания и повышения успехов своих учеников
Подведем итог
Слайд 29Подведем итоги
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания
и учения
От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность
управления учебным процессом
Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание
Формативное оценивание и преподавание неразделимы
Слайд 30
Мы все хотим, чтобы наши ученики имели высокие ожидания и
были уверены в своих способностях учиться, ставили перед собой высокие
цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего.
Чего мы хотим для наших учеников?