Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя общеобразовательная школа №1
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
Умеете ли вы общаться?
Учитель МОУ СОШ №1 МО
«Барышский район»
Р. И. Исакова
Слайд 2Умеете ли вы общаться?
Общение становится тем, к чему все так
стремятся, - общением, когда происходит обмен сведениями, данными, знаниями, эмоциями,
отношениями.
Слайд 3Что даёт общение личности?
«Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в
человека, но он не может им стать в изоляции: ему
нужно научиться стать человеком в обществе с людьми»
А. Пьерон
Слайд 4Потребность в эмоциональном контакте – это необходимость для человека в
двухсторонних и многосторонних отношениях с людьми. Человек должен чувствовать себя
предметом заинтересованности и симпатии тех людей, к которым его тянет. И в то же время он должен ощущать своё созвучие с этими людьми, переживая их горести и радости.
Слайд 5«Самое плодотворное и естественное упражнение нашего ума – беседа»
Мишель Монтель
«Есть
только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком»
А.
де Сент - Экзюпери
Слайд 6Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается;
но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без
него, ошибается ещё сильнее.
Ф. де Ларошфуко
Слайд 7Школа общения
Процесс общения состоит из нескольких частей:
Акт общения или
коммуникации, в котором участвуют сами общающиеся. Причём в нормальном случае
их должно быть не менее двух.
Слайд 82) Общающиеся должны совершать само действие, которое мы называем коммуникацией
или общением, то есть делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять считывать
со своих лиц определённое выражение, которое свидетельствует, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается);
Слайд 93) Сообщение характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой и каким-то смыслом.
Слайд 10В каждом конкретном коммуникативном акте имеется канал связи.
При разговоре по
телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком
случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале.
Форма и содержание письма воспринимают по зрительному (визуально-вербальному) каналу.
Слайд 11
Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинетико-тактильному (двигательно-осязательному) каналу.
Если же мы по каким-то признакам узнаём, например, о национальности
собеседника или о роде занятий, то такое сообщение к нам пришло по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.
Слайд 12В качестве важного компонента выступают мотивы участников, то есть цели
и намерения. (Учитель и ученик: учитель объясняет, а ученик не
хочет слушать. Общение в таком случае затрудняется, либо приходит к нулевому результату).
Наконец, во время общения, человек может говорить одно, а думать другое, то есть лжёт или просто о чём-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений.
Слайд 13В ряде случаев можно обнаружить рассогласованность формы и содержания сообщения
(«По глазам вижу, что врёшь», «Говорит о весёлом, а сам
места себе не находит»). Следовательно, форма и содержание должны гармонично сливаться друг с другом.
Слайд 14Всех, кто общается, можно классифицировать по их существенным признакам: возрастные,
половые, профессиональные, общекультурные, образовательные. Важен при этом ещё признак, который
можно назвать «уровень сформированности культуры общения»
Слайд 15Самым частым видом общения является разговор. Во время такого общения
мы используем язык, будь он наш или иностранный.
Язык – бесценный
дар, которым наделён человек. С помощью слов можно рассказать обо всём. Язык – орудие человека, важнейшее средство общения. Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения.
Слайд 16Развитие навыков речевого общения предполагает:
Наличие большого запаса слов, образность и
правильность речи;
Точное восприятие устного слова и точная передача идей партнёров
своими словами;
Выделять из услышанного существо дела;
Корректная постановка вопросов;
Краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнёров;
Логичность построения и изложения высказывания.
Слайд 17Умение ориентироваться в партнёрах. Человек должен учиться восприятию окружающих людей,
присматриваться к ним в различных ситуациях, учиться понимать их настроение
и характер, читать экспрессию поведения человека. Всё это позволяет найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации.
Развитие коммуникативных умений предполагает:
Слайд 18Способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу,
судить о нём как о личности развивается по мере накопления
опыта общения и сотрудничества с разными людьми, в ходе анализа и обобщения этого опыта.
Слайд 19Следует помнить, что правила общения в деловой ситуации и на
отдыхе, в коллективах и в дружеской компании различны.
Умение ориентироваться в
ситуации помогает завязывать контакты, создавать ситуацию общения в том или ином случае. Входить в уже имеющуюся ситуацию, находить подходящие темы общения.
Слайд 20Умение ориентироваться в партнёрах и в ситуации поможет научиться избегать
ненужных конфликтов. А если конфликт всё-таки вспыхнул – выйти из
него с честью.
Слайд 21Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение регламентируется
правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения.
Слайд 22…Мы можем сколько угодно твердить своё, а обычай и общепринятые
житейские правила тащат нас за собой.
М.Монтель
Слайд 23Общение и нормы поведения
В словарях понятие «норма»
определяется как правило, образец, одна из форм нравственного требования. Норма
действует с одной стороны как элемент человеческих отношений, а с другой – форма морального сознания. Норма воспринимается людьми как своеобразный нравственный закон, обязательный для каждого.
Слайд 24Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляют то,
что называется этикетом.
Слайд 25Современный этикет наследует обычаи и традиции. Само слово «этикет» французского
происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля
Людовига ХIV, имевшего громкое прозвище Король – солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечнем некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет».
Слайд 26Конкурс знатоков этикета
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?
Ты
идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе
человеком, приостановился. Надо ли здороваться и тебе?
Кто подаёт первым руку, старший младшему или младший старшему?
Слайд 27Французы говорят, что первым всегда здоровается тот, кто вежлив.
Слайд 28Важно помнить, что сущность значения этикета определяются внутренней готовностью одного
человека помочь другому и тем, что называется деликатностью и тактичностью.
Слайд 29Что значит воспитанный человек?
В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова
сказано, что воспитанный человек – это человек , умеющий себя
хорошо вести.
Слайд 30Воспитанный человек обладает достаточным тактом, обладает хорошими манерами. Он не
теряется в незнакомом обществе, всегда приветлив, предусмотрителен, его улыбка естественна.
Встреча и разговор с ним доставляет удовольствие. Быть воспитанным – это значит быть внимательным к другому, скромным.
Слайд 31Психологический такт подразумевает чувство меры во взаимоотношениях с людьми, чувство
ситуации, учёт внешних обстоятельств, общение с людьми в зависимости от
индивидуальных особенностей, чуткость, внимательность, отсутствие наигранности, чувство справедливости.
Слайд 32Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым, стремление не
мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. Этикет включает
в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия.
Этикет слова и действия не должен вступать в противоречия с внешним видом человека, его одеждой.
Слайд 33Культура это:
Способ жизнедеятельности человека;
2) Исторически определённый уровень развития
общества, сил и способностей человека, степень общественного, умственного и нравственного
развития, присущая кому-либо.
Слайд 34Как надо слушать:
Не уходите от ответственности за общение. Необходимо понимать,
что в общении участвуют как минимум два человека, которые попеременно
говорят и слушают. Если вам не ясно, о чём говорит ваш собеседник, дайте ему знать об этом или уточняющим вопросом, или, перефразировав сказанное с просьбой поправить вас.
Слайд 35Будьте внимательны (физически), то есть слушайте собеседника всем телом: повернитесь
к нему лицом, поддерживайте с говорящим визуальный контакт. Помните о
расстоянии (о дистанции) между вами, которое должно быть для двоих.
Слайд 36Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Помните, что любой человек
может удержать сконцентрированное внимание в пределах нескольких минут.
Старайтесь понять не
только смысл, но и чувства вашего собеседника. Наблюдайте за тоном, скоростью речи, интонацией.
Слайд 37 - Культура речи как способ формирования и формулирования
мысли:
- Культура речевого этикета как свод устойчивых и
общепринятых
норм общения;
- Культура языка как средства выражения мысли;
- Соматическая культура это культура мимики, жестов и т.д.;
- Культура мышления.
Частью общей культуры человека является культура речевого общения. Это:
Слайд 38
Старайтесь понять не только смысл, но и чувства вашего собеседника.
Наблюдайте за тоном, скоростью речи, интонацией.
Старайтесь выразить понимание.
Не притворяйтесь, что
слушаете говорящего.
Не перебивай без надобности.
Не делайте поспешных выводов.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не давайте поспешных советов.
Слайд 39Постулаты культуры речи
Постулат личностных качеств говорящего
человека.
Информированность и компетентность – свободное владение предметом речи;
Уверенность в себе,
в своём знании, в умении установить нужный контакт со слушателями;
Объективность в оценке информации и способов её сообщения;
Неравнодушие – заинтересованность и увлечённость предметом речи; дружелюбие и искренность.
Слайд 40Постулат отношения к партнёру
Установка на взаимодействие, сотрудничество;
Стремление увидеть проблему с
точки зрения партнёра, вовлечь его в соразмышление;
Уважительное отношение к партнёру,
интерес к его суждениям;
Умение выслушать собеседника.
Слайд 41Постулат уместности
Говори по существу дела;
Говори то, что важно в данной
ситуации;
Соотноси отбор и предъявление информации с запросами и ожиданиями партнёра.
Слайд 42Постулат информативности
Говори в меру: столько, сколько необходимо для достижения цели
общения;
Не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований;
Выстраивай
доказательства последовательно и аргументировано.
Слайд 43Постулат языковой информативности речи:
Говори ясно и кратко;
Говори так, чтобы тебя
нельзя было понять неправильно, истолковать двусмысленно;
Используй речевые стандарты в соответствии
с нормативными правилами стиля речи, принятого в данной ситуации общения.
Слайд 44Различают следующие виды общения:
По содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностные, семейные, научно-практические;
По
форме контакта: прямые и опосредованные. Например, переписка является опосредованной формой
контакта. А личная беседа – прямой.
Слайд 45По типу связи: двунаправленные и однонаправленные. Например, чтение книги, или
просмотр кинофильма, или выполнение роли зрителя на спектакле – однонаправленные.
Но если мы аплодируем актёрам, пишем автору книги письмо – связи становятся двунаправленными, взаимными.
По степени взаимосоответствия: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная («говорят на разных языках»), отрицательная.
Слайд 46
По результатам: негативный («не так меня понял,
извратил мою мысль»),
Нулевой («никак не можем понять друг
друга»), позитивный («он меня понимает, а я- его»). Шкала негативного и позитивного результатов достаточно растянуты: мы можем понять кого-то так, что он будет в восторге, а можем вызвать просто кивок одобрения.
Слайд 47Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать вас
со вниманием, но в тоже самое время вы этого не
увидите. Вам кажется, что вас просто не хотят слушать, а на самом деле у вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения.
Слайд 48Тест «Умеете ли вы себя контролировать?»
Напишите «да», если вы согласны
с утверждением, и «нет», если вы не согласны.
Мне кажется, что
трудно подражать другим людям.
Я бы мог при случае «свалять дурака», чтобы позабавить окружающих и привлечь внимание.
Из меня мог бы получить неплохой актёр.
Другим людям кажется, что я переживаю что-то глубокое. Но это не так.
В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
В различных ситуациях или с разными людьми я веду себя в общении по-разному.
Я могу отстаивать только то, в чём искренне убеждён.
Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
Я всегда такой, каким кажусь.
Слайд 49Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на 1,5
и 7-й вопросы и за ответ «да» на все остальные
0-3
балла: Низкий коммуникативный уровень. Ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении из-за вашей прямолинейности.
Слайд 504-6 баллов: У вас средний коммуникативный уровень. Вы искренни, но
сдержанны в своих эмоциях. Вам следует в своём поведении больше
считаться с другими людьми.
7-10 баллов: У вас высокий коммуникативный уровень. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое произведёте на окружающих.
Слайд 51Важнейшие нормы нравственности по книге В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина»
«Вы живёте
среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на
людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что вам можно…Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, Неприятностей, неудобств людям. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.»
Слайд 52Список используемой литературы
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М.: Изд-во
МГУ, 1991. - 150 с.
Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения
// Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. - С. 131-183.
Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 174 с.
Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246 с.
Березина А.В. Особенности формирования межличностного восприятия как условие совершенствования общения у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2003. - 23 с.
. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119
http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibivaent.html
Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.
Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.