Разделы презентаций


Формы и методы обучения

Содержание

1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛЕКЦИЯ
к.п.н., доцента
О.В.Правдиной
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра педагогики

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯЛЕКЦИЯк.п.н., доцентаО.В.ПравдинойФакультет коррекционной педагогикиКафедра педагогики

Слайд 21. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 3В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия

между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к

определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения

Метод – (от греч. ) способ действия, деятельности: путь достижения цели

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью

Слайд 4ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ
Метод (буквально путь к чему-то) означает

способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ

упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.Методом

Слайд 5ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
Пассивный метод (схема 1) – это

форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным

действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

ДЕ
Учащихся
Репродуктивная

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в

Слайд 6ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ







Минусы
Самый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий)













успешно

работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие

цели, направленные на основательное изучение предмета.
Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.







Плюсы
1)легкая подготовка к уроку со стороны учителя
2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока












ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ МинусыСамый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий)успешно работает в руках опытного педагога, особенно

Слайд 7АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель

и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и

учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения.

ДЕ
Учащихся
Продуктивная

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом

Слайд 8ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ
К родоначальникам идей активизации относят Я. А. КоменскогоК родоначальникам

идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. РуссоК родоначальникам идей активизации относят

Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. ПесталоцциК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. ГегеляК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. ФрёбеляК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. ДистервегаК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. ДьюиК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ К родоначальникам идей активизации относят Я. А. КоменскогоК родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. РуссоК

Слайд 9развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно

сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению

проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик.

Проблемное обучение

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Программированное
обучение

внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.


К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения

развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о

Слайд 10отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение

социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта.
В

нем получают воплощение следующие принципы:
активность личности;
проблемность;
единство обучения и воспитания;
последовательное моделирование в формах учебной деятельности обучения.

Контекстное обучение

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Игровое обучение

доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.

отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной»

Слайд 11ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) –

означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Ориентированы

на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

ДЕ
Учащихся
Творческая

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,

Слайд 13КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ БУЧЕНИЯ
(по ( по Юрию Константиновичу Бабанскому)

1) методы

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;


2) методы стимулирования и мотивации

учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ БУЧЕНИЯ(по ( по Юрию Константиновичу Бабанскому) 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы

Слайд 141 ГРУППА МЕТОДОВ
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Организация уч. работы

в сов. школе, Л., 1957






1 ГРУППА МЕТОДОВметоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельностиОрганизация уч. работы в сов. школе, Л., 1957

Слайд 152 ГРУППА МЕТОДОВ
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности



2 ГРУППА МЕТОДОВметоды стимулирования и мотивации учебной деятельности

Слайд 163 ГРУППА МЕТОДОВ
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности




3 ГРУППА МЕТОДОВметоды контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Слайд 17СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа

и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает,

объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.


Вербальные методы


Аудиальный
канал



5-10%
усвоения
учебного
материала


«Скажи мне и я забуду»

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯК словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель

Слайд 18РАССКАЗ-ВСТУПЛЕНИЕ
Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое

вопросами к обучаемым

характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий

вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

РАССКАЗ

РАССКАЗ-ИЗЛОЖЕНИЕ

РАССКАЗ-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров..

проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..




РАССКАЗ-ВСТУПЛЕНИЕЭтот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым характеризуется относительной краткостью, яркостью,

Слайд 19УЧЕБНАЯ ЛЕКЦИЯ
предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем

рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений
Метод

беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

БЕСЕДА



УЧЕБНАЯ ЛЕКЦИЯпредполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств

Слайд 20АКТИВНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: ДИСПУТ, ДИСКУССИЯ



Диспут – одно из активных средств

учебно-воспитательного воздействия на становление личности
старшеклассника, выработки у него активной

позиции, способности аргументированно и
последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения.
Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему.


Этапы организации диспута

1 этап – Выбор темы


2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения



3 этап – Оформление диспута, определение его правил
 

4 этап -Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих) диспута

АКТИВНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ: ДИСПУТ, ДИСКУССИЯДиспут – одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности старшеклассника, выработки

Слайд 21НАВЫКИ И УМЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ВЕДУЩЕМУ

НАВЫКИ И УМЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ВЕДУЩЕМУ

Слайд 222. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

2. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Слайд 23СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Материальный и идеальный объект, который помещен между учителем и

учащимися и используется для усвоения знаний


Обладает свойствами
компенсаторности и адаптивности
классификация

По

составу объектов:
Идеальные
Материальные
2) По свойствам материальных объектов:
Натуральные объекты
Изображение
3) По субъектам деятельности:
В готовом виде
Конструируются самими учащимися на уроке


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯМатериальный и идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися и используется для усвоения знанийОбладает свойствами

Слайд 24МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАБИНЕТА
Муляжи
Аквариум
Влажные препараты
Террариум
Кабинет биологии
Фантомы
Скелеты
Гербарии



Натуральные объекты
Искусственные объекты
Коллекции

МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАБИНЕТАМуляжиАквариумВлажные препаратыТеррариумКабинет биологииФантомыСкелетыГербарииНатуральные объектыИскусственные объектыКоллекции

Слайд 25ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Лабораторный практикум
по биологии
Лабораторный практикум
по физике
Лабораторный

практикум
по химии



ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫЛабораторный практикум по биологииЛабораторный практикум по физикеЛабораторный практикум по химии

Слайд 26 ИКТ - СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Интерактивная парта
Интерактивная доска
Ноутбук-электронный учебник
Компьютер -Интернет
Интерактивная карта
по

истории
Интерактивный планшет
Интерактивный
контроль



ИКТ - СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯИнтерактивная партаИнтерактивная доскаНоутбук-электронный учебникКомпьютер -ИнтернетИнтерактивная карта по историиИнтерактивный планшетИнтерактивный контроль

Слайд 273. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 28Форма обучения
Форма организации обучения


Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика
Конструкция

отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятий


внешние
внутренние

Урок
Лекция
Семинар
Факультатив
Экскурсия
Практикум
Экзамен
и т.д.

С точки

зрения доминирующей цели (В.И.Андреев):
Вводное занятие
Занятие по углублению знаний
Практическое занятие
Контроль знаний
Комбинированная форма и др.

В основе: особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником...



Индивидуальные

Групповые

Коллективные

Форма обученияФорма организации обученияВнешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученикаКонструкция отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятийвнешниевнутренниеУрокЛекцияСеминарФакультативЭкскурсияПрактикумЭкзамен

Слайд 29Формы организации обучения



Репетиторство
Экскурсии
Олимпиады
Конференции
Лекции Семинары
Уроки
Коллективно-групповые занятия
Проекты
Элективные курсы
Научные недели
Творческие недели
Погружения
Индивидуально-коллективные системы занятий
Тьютерство
Менторство
Гувернёрство
Семейное

обучение
Самообучение
Деловые игры
Предметные недели
По Хуторскому Андрею
Викторовичу

Индивидуальные занятия
Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е

издание, переработанное. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с
Формы организации обученияРепетиторствоЭкскурсииОлимпиадыКонференцииЛекции СеминарыУрокиКоллективно-групповые занятияПроектыЭлективные курсыНаучные неделиТворческие неделиПогруженияИндивидуально-коллективные системы занятийТьютерствоМенторствоГувернёрствоСемейное обучениеСамообучениеДеловые игрыПредметные неделиПо Хуторскому АндреюВикторовичуИндивидуальные занятияСовременная дидактика.

Слайд 304. УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

4. УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 31урок

Урок - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса,

при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с

определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных
задач образования, развития и воспитания

Гёте Иоган
Фольфганг

«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя»

цель

Ребенок, его развитие, формирование его качеств

Учебно-воспитательный процесс на уроке как создание условий для развития и саморазвития ребенка.

средство

урокУрок - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени

Слайд 32ЗАДАЧИ УРОКА



образовательная
воспитывающая
развивающая

ЗАДАЧИ УРОКАобразовательнаявоспитывающаяразвивающая

Слайд 33ТИПОЛОГИЯ УРОКА


РО
Традиционная система



Урок изучение нового
Урок применения знаний, формирования навыков и

умений
Проблемный
Урок обобщения, повторения и систематизации знаний
Урок закрепления и повторения знаний
Урок

контроля знаний и умений
Комбинированный урок


Урок – постановка учебной задачи
Урок моделирования и преобразования модели
Урок решения частных задач
Урок контроля
Урок оценки

ТИПОЛОГИЯ УРОКАРОТрадиционная системаУрок изучение новогоУрок применения знаний, формирования навыков и уменийПроблемныйУрок обобщения, повторения и систематизации знанийУрок закрепления

Слайд 34ЭЛЕМЕНТЫ ИЛИ ЭТАПЫ УРОКА:
1 этап - Постановка цели перед учащимися

и тем самым организация их готовности к деятельности или непосредственное

включение в деятельность
2 этап - Опрос д.з. Организация восприятия, осознание учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, т.е. усвоение исходных знаний
3 этап – Объяснение нового материала. Организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе усвоенной информации путем воспроизведения ее в упражнении в ее применении
4 этап – Закрепление.Организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого усвоенные знания и умения применяются творчески и вместе с тем самостоятельно добываются новые знания и умения
5 этап – Применение. Целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала, на его основе и реализации всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечение их эмоций, интересов, увлечений, радости самоутверждения и самопроявления и т.д.
6 этап - Обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного
7 этап - Контроль за результатами деятельности (Оценка знаний).

Все эти элементы в совокупности обеспечивают реализацию
учебного процесса как целостного явления

ЭЛЕМЕНТЫ ИЛИ ЭТАПЫ УРОКА: 1 этап - Постановка цели перед учащимися и тем самым организация их готовности

Слайд 35МОДЕЛЬ КАЧЕСТВЕННОГО УРОКА

МОДЕЛЬ КАЧЕСТВЕННОГО УРОКА

Слайд 36ЛИТЕРАТУРА
Ю. Г. Фокин "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология,

цели и содержание, творчество";
Д. И. Латышина "История педагогики";
А.

А. Радугин "Педагогика"
Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве";
Джон Дьюи "Демократия и образование".

ЛИТЕРАТУРАЮ. Г. Фокин

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика