Слайд 1Организация
сюжетно-ролевой игры
в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному
из направлений развития детей № 58
по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.
Слайд 2Свободная сюжетная игра –
самая привлекательная для детей дошкольного
возраста деятельность.
В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Играя, ребенок примеряет на себя разные роли.
Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.
Слайд 3Значение игры для развития ребенка
Субъективное, внутреннее ощущение свободы
Наличие внутреннего эмоционального
комфорта
Развитие способности к воображению, образному мышлению
Освоение правил взаимодействия
Слайд 4Развивающие функции игры
Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с
предметами.
Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий.
Сюжетная игра строится
как последовательность разнообразных событий.
Слайд 5Цель педагогических воздействий
Формирование игровых умений,
обеспечивающих самостоятельную
творческую игру
детей,
в которой они по собственному
желанию реализуют разнообразные
содержания,
свободно вступая во
взаимодействие со сверстниками.
Слайд 6Принципы организации сюжетной игры
Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция
«играющий партнер»)
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного
детства
На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Слайд 7Средство формирования
игровых умений
Однотемные
Одноперсонажные
Однотемные
Многоперсонажные
Мнотемные
Многопресонажны
Сюжет игры
Слайд 8Условия активизации
самостоятельной игры
Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя
с детьми.
Создание условий для самостоятельной детской игры.
Слайд 9Организация игры
в первой младшей группе
Формирование сюжетной игры
осуществляется на
фоне постоянной
организации условий для
элементарного предметного
взаимодействия детей друг
с другом.
Слайд 10Использование предметов
стимулирующих к зеркальным,
взаимоподражательным действиям,
направленным друг на
друга.
(мяч, машинка, кубики)
РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЙ
РЕБЕНОК РЕБЕНОК
Слайд 11Формирование условного
игрового действия
Что делает ребенок фактически
Что данное действие означает
Условное
действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи.
Условное
действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем.
Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом
Слайд 12Задача педагога
Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем
и воображаемым предметом.
Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно
обозначать их, продолжать по смыслу действие.
Слайд 13Приемы руководства игрой
Игры – инсценировки
«Игра рядом»
Совместная игра взрослого
с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой
деятельности.
Слайд 14Устранение «застреваемости» у детей во время организации
сюжетной игры
Подключение воспитателя
к уже возникшей игре.
Цель: расширение смысла игровой ситуации для
ребенка.
Подключение к самостоятельной деятельности ребенка.
Цель: затеяв параллельную с ребенком игру, взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл простому предметному действию ребенка.
Слайд 15Организация игры
во второй младшей группе
Задачи:
Развитие игры каждого ребенка
с опорой на его личные интересы.
Действия с игрушками сопровождаются ролевыми
диалогами.
Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре.
Слайд 16Формирование игрового действия
Умение принять на себя игровую роль и обозначить
ее для партнера.
Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия.
Умение
развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
Слайд 17Формирование ролевого поведения
Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой
ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель)
Использование
«независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)
Слайд 18Принципы формирования
сюжетной игры
Воспитатель играет вместе с детьми.
Воспитатель развертывает игру
так, чтобы выделить для детей ролевое поведение.
Ролевое поведение ребенка сразу
ориентируется на партнера.
Слайд 19Организация игры
в средней группе
Задачи:
Формировать умение изменять свое ролевое поведение
в соответствии с разными ролями партнеров.
Умение игровую роль.
Обозначать свою роль
для партнеров в процессе развертывания игры.
Слайд 20Условия развития игры
Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где
одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
Отказ
от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).
Слайд 21Принципы формирования
сюжетной игры
Воспитатель вступает в ролевое взаимодействие.
Активизирует ролевой диалог.
«Замыкает»
детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Слайд 22Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое
ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной
детской деятельности.
Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли.
В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями).
Слайд 23Организация игры в старшей и подготовительной группах
Задачи:
Овладение новым, более сложным
способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра-придумывание).
Слайд 24Этапы работы над игрой
Сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение
рассказа партнера.
Начинать преобразовывать известную сказку с изменения главного героя, его
задачи, волшебного средства.
Слайд 253. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.
4.
Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».
5.
Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Слайд 26Резюме
На каждом возрастном этапе педагогический
процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из
ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.