Слайд 1
«Преемственность
дошкольной и начальной
ступени образования»
Слайд 2«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда
опирается
на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Слайд 3
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится обеспечение
преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и
преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Начальная школа начинается с предшкольного образования.
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. На практике в образовательном процессе часто ценятся такие качества как умение действовать по образцу, послушание, принятие чужого мнения. Данное противоречие заставляет ещё раз осознать, что преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника, а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Актуальность
Слайд 4Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
на дошкольной ступени
образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества
ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей,
а именно:
координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы; обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Слайд 5Преемственность — это не только подготовка к новому, но и,
что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого
и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке к новым требованиям следующей ступени образования.
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» к культурно-исторической системно - деятельностной парадигме образования (на всех ступенях).
Слайд 6Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада
и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления
преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Слайд 7Наиболее актуальные задачи для дошкольного и начального звена:
Приобщение детей
к ценностям здорового образа жизни.
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие
его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и сверстниками).
Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.
Слайд 8Наиболее актуальные задачи для начального школьного звена:
Формирование осознанного принятия
детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в
соответствии с ним.
Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).
Формирование желания и умения учиться.
Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
Совершенствование достижений ребенка; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Слайд 9На этапе начальной школы преемственность обеспечивает:
Осознанное принятие ребенком ценностей здорового
образа жизни и регуляцию поведения в соответствии с ними.
Готовность к
активному эмоциональному, интеллектуальному, коммуникативному взаимодействию с окружающим миром.
Желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию.
Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
Развитие и совершенствование личных качеств ребенка, сформированных в дошкольном детстве.
Слайд 10Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной
ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к
обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Слайд 11Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием
Создание системы
непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение
и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
формирование психологической готовности к школе;
разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
создание комплекта учебно-методической документации;
формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
создание новых творческих мастерских и проектов.
Слайд 12Ожидаемые результаты.
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной
предметно-развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и
привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ 1 ступени, которые являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного
образования и в то же время исходным ориентиром начального общего
образования.
Слайд 13Основаниями преемственности являются:
1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной
активности будущего ученика: познавательная активность выступает не только необходимым компонентом
учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Формирование способностей - обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр - драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
Слайд 144. Развитие коммуникативности (М.И. Лисина) - умения общаться с взрослыми
и сверстниками - является одним из необходимых условий успешности учебной
деятельности детей и взрослых, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время это важнейшие направление социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником, но остался в списках ДОУ. Может оказаться психологически важным, что его сверстники пошли в "настоящую школу".
Слайд 15Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьного
музея, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной
школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
Слайд 16 2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер-
классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги
для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Слайд 173. Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и
учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов
и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
семейные вечера, тематические досуги;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Слайд 18Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет
детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что
приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Слайд 19Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Письмо
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249
- Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
- Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.