Разделы презентаций


Преемственность дошкольной и начальной ступени образования

Содержание

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


«Преемственность
дошкольной и начальной
ступени образования»


«Преемственность дошкольной и начальной ступени образования»

Слайд 2«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда 

опирается
на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком».



Л. С. Выготский
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Слайд 3
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится обеспечение

преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и

преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
     Начальная школа начинается с предшкольного образования.

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. На практике в образовательном процессе часто ценятся такие качества как умение действовать по образцу, послушание, принятие чужого мнения. Данное противоречие заставляет ещё раз осознать, что преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника, а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Актуальность

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в

Слайд 4Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
на дошкольной ступени

образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества

ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
     Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей,
а именно:
координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы; обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:  на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и

Слайд 5Преемственность — это не только подготовка к новому, но и,

что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого

и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке к новым требованиям следующей ступени образования.
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков»   к культурно-исторической системно - деятельностной парадигме  образования (на всех ступенях).

Преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение

Слайд 6Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада

и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления

преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
   Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач

Слайд 7Наиболее актуальные задачи для дошкольного и начального звена:
Приобщение детей

к ценностям здорового образа жизни.
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие

его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и сверстниками).
Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.
Наиболее актуальные задачи для дошкольного и начального звена: Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Обеспечение эмоционального

Слайд 8Наиболее актуальные задачи для начального школьного звена:

Формирование осознанного принятия

детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в

соответствии с ним.
Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).
Формирование желания и умения учиться.
Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
Совершенствование достижений ребенка; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Наиболее актуальные задачи для начального школьного звена: Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция

Слайд 9На этапе начальной школы преемственность обеспечивает:

Осознанное принятие ребенком ценностей здорового

образа жизни и регуляцию поведения в соответствии с ними.
Готовность к

активному эмоциональному, интеллектуальному, коммуникативному взаимодействию с окружающим миром.
Желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию.
Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
Развитие и совершенствование личных качеств ребенка, сформированных в дошкольном детстве.
На этапе начальной школы преемственность обеспечивает:Осознанное принятие ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляцию поведения в соответствии

Слайд 10Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной

ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к

обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как

Слайд 11Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием
Создание системы

непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение

и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
формирование психологической готовности к школе;
разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
создание комплекта учебно-методической документации;
формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
создание новых творческих мастерских и проектов.
Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием Создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка,

Слайд 12Ожидаемые результаты.
 Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной 

предметно-развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и

привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ 1 ступени, которые являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного
образования и в то же время исходным ориентиром начального общего
образования.
Ожидаемые результаты. Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной  предметно-развивающей образовательной среды:обеспечивающей высокое качество образования, его

Слайд 13Основаниями преемственности являются:

1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной

активности будущего ученика: познавательная активность выступает не только необходимым компонентом

учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Формирование способностей - обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.

3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр - драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
Основаниями преемственности являются:1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика: познавательная активность выступает не

Слайд 144. Развитие коммуникативности (М.И. Лисина) - умения общаться с взрослыми

и сверстниками - является одним из необходимых условий успешности учебной

деятельности детей и взрослых, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время это важнейшие направление социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником, но остался в списках ДОУ. Может оказаться психологически важным, что его сверстники пошли в "настоящую школу".
4. Развитие коммуникативности (М.И. Лисина) - умения общаться с взрослыми и сверстниками - является одним из необходимых

Слайд 15Формы осуществления преемственности:
   1. Работа с детьми:

экскурсии в школу;
посещение школьного

музея, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной

школы;
участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
  
Формы осуществления преемственности:   1. Работа с детьми:экскурсии в школу;посещение школьного музея, библиотеки;знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями

Слайд 16 2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер-

классы;
круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги

для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
  
2. Взаимодействие педагогов:совместные педагогические советы (ДОУ и школа);семинары, мастер- классы;круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;психологические

Слайд 173. Сотрудничество с родителями:

совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и

учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов

и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
семейные вечера,  тематические досуги;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
  
3. Сотрудничество с родителями:совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;родительские

Слайд 18Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет

детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что

приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.
   И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг

Слайд 19Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013

№ 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта   дошкольного образования».
- Письмо 

«Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249
- Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
- Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.  (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.
Литература:- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта

Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика