Слайд 1Легенды Советского цирка.
Михаил Туганов.
Дзерасса Туганова
Слайд 2(2.8.1900- 4.5.1974),
Советский осетинский цирковой артист, наездник, режиссёр, народный артист
России.
Слайд 3Он не только был блистательным артистом, но и бесстрашным воином,
который вместе со своим ансамблем донских казаков прошел всю войну
и встретил день Победы в Берлине. Михаил Туганов – создатель конного аттракциона «Джигиты Северной Осетии, основатель славной цирковой династии.
Когда раздаются звуки оркестрового вступления и на манеж цирка на красавце-коне вылетает Михаил Туганов, зрительный зал встречает его рукоплесканиями. Можно залюбоваться строгой выправкой этого смуглого красивого всадника в терской атласной гимнастерке, перетянутой кавказским поясом с серебряным набором, в галифе с лампасами. На голове Туганова черная, лихо сдвинутая набок кубанка.
Стройный конь чистокровной буденовской породы Сигнал нервно вздрагивает в ожидании фанфар, возвещающих о начале конного парада. Что-то неописуемо волнующее заключается в атмосфере циркового представления, особенно в минуты демонстрации конных номеров, полных особой романтики и необычайной динамики. Неотъемлемая принадлежность циркового зрелища — конный цирк несет в себе яркое жизнеутверждение, демонстрируя богатырскую силу, беззаветную удаль и смелость.
Слайд 4Советский цирк бережно хранит и развивает эту славную традицию, основанную
на подлинно народном искусстве верховой езды, первенство в котором издавна
принадлежит русским казакам и кавказским джигитам. Мастер конного цирка — заслуженный артист РСФСР Михаил Николаевич Туганов является одним из лучших представителей старой школы виртуозного владения конем.
Свои знания и опыт он вложил в создание одного из лучших конных аттракционов «Казаки». …Туганов подает знак, звучат фанфары, вступает оркестр. Распахивается форганг, и на манеж на донских, арабских и буденовских скакунах со старинными казачьими бунчуками и развевающимся стягом выезжают участники аттракциона. В форме донских, терских и кубанских казаков молодые наездники радуют взгляд своей отменной выправкой. Приветствуемые зрителями, конники парадом проходят по манежу. Наступает пауза, Туганов хлопает бичом, и вот уже по кругу манежа с бешеной скоростью мчатся кони, управляемые ловкими джигитами. От быстрой скачки во все стороны летят опилки.
Слайд 6Казаки демонстрируют ни кем в мире не превзойденное искусство джигитовки.
На всем скаку как вкопанные они стоят на лошадях, делают
стойки на руках, пируэты вокруг шеи скачущих коней. Джигиты прыгают с лошадей и на полном карьере вскакивают на них, крутят сальто, исполняют трудные акробатические трюки. Несколько казаков демонстрируют рекордный «хвостовой трюк»: стоя на руках на крупах галопирующих лошадей, джигиты в тот момент, когда кони берут барьер, исполняют переднее сальто и затем опускаются в седла. Это упражнение требует виртуозного владения не только конем, но и сложной техникой акробатики. Свое искусство конной джигитовки, ловкость и удаль всадники демонстрируют в быстром, ни на мгновение не ослабевающем темпе. Трюки следуют один за другим. Мы видим «тройной обрыв», за ним идет «конный турник». Упражнения на нем исполняются на пике, положенной на плечи двух всадников. А вот на манеж вылетают двое других всадников, и под брюхом коней, на ремнях, примостились гармонисты. Звуки задорной плясовой раздаются в цирке…
Слайд 7Сын крестьянина одной из терских станиц, М. Туганов с раннего
детства пристрастился к конному спорту. Его двоюродный брат Асланбек Туганов
был первоклассным наездником, победителем многих конных соревнований, устраивавшихся в праздничные дни в окрестностях Владикавказа. Асланбек стал обучать маленького Мишу искусству верховой езды, развивая в нем смелость, находчивость, умение не теряться в трудную минуту. Летние каникулы Миша, ученик Владикавказского городского училища, проводил у родственников в ауле Шанаево, в Северной Осетии.
Слайд 9Двоюродный брат брал с собой мальчика и возил его на
пастбища, где в огромных табунах паслись полудикие лошади. И Миша
с волнением наблюдал за тем, как Асланбек с группой молодых горцев вылавливал для объездки полудиких коней. Миша любовался, как ловко горцы набрасывают аркан на намеченную ими лошадь, как укрощают ее, с какими трудностями и опасностями они надевают уздечку, а затем и седло на брыкающегося, встающего на дыбы коня. Полные романтики и сурового труда жизнь и работа кавказских джигитов полюбились Мише Туганову. К концу первого лета он тоже научился скакать на неоседланной лошади. Правда, случалось, что он оказывался на каменистой земле, но мальчик вел себя как настоящий джигит и виду не показывал, что ему больно.
Первое волнующее задание — отловить полудикого коня — Мише поручили в двенадцать лет. Мальчик, сев на своего скакуна, погнался за лошадью, с силой бросил аркан и затянул его. Лошадь, привыкшая к приволью, стремилась освободиться от аркана, стягивающего ей шею. Но напрасно: аркан настолько сдавил ее, что она в изнеможении свалилась. Миша подъехал к поверженному коню, осторожно обмотал его уздечкой и сбросил петлю. Подросток едва успел вскочить на коня и уцепиться двумя руками за гриву, как полудикая лошадь помчала его по каменистой дороге, сбиваясь то в одну, то в другую сторону, пытаясь сбросить ненавистного ей седока.
Слайд 10Сколько километров проскакал Миша в этой невероятной скачке — он
не запомнил. Вся в мыле, хрипя от неистового бега, лошадь
постепенно сдавала. Юный наездник вконец измучил коня, измучился сам, но покорил скакуна. Мальчик с трудом слез с лошади. У него ныло все тело, от напряжения кружилась голова, подкашивались ноги. Асланбек и старые джигиты похвалили парня, дружески похлопали его по плечу. Первый экзамен был выдержан…
С тех пор Мишу Туганова стали допускать к участию в конных соревнованиях. Всегда с большой тщательностью он готовил своего коня, кормил его отборным овсом, ухаживал за ним, лелеял его. В медлительной и тихой жизни горных аулов тех лет конные соревнования являлись большим событием. И молодежь, а вместе с ними и их семьи считали дни таких соревнований подлинным праздником выносливости, ловкости и силы, мастерства владения конем.
Сколько разговоров, предположений, гаданий о вероятных победителях обычно предшествовало этим ярким, захватывающим по своей динамике конным ристаниям. Каждому молодому наезднику лестно было показать различные приемы джигитовки, потом по прямой проскакать до соседнего аула и обратно, чтобы лихо пересечь линию финиша, у которой победителя ждали самые строгие седовласые судьи, в прошлом лучшие наездники Северной Осетии.
Слайд 11Капитан В. Алавердов, майор М. Туганов, заслуженная артистка РСФСР Л.
Русланова, М. Птицын и участники ансамбля у здания Рейхстага в
Берлине в дни победы (май 1945г.)
Слайд 12По всей линии скачки, по обеим сторонам дороги, стоят жители
двух аулов. Они возбужденно гикают, кричат, подзадоривают своих джигитов. Надо
на «обрыве», на всем скаку поднять с земли папаху, кем-то неожиданно брошенную под ноги лошади. Михаил Туганов научился всем приемам джигитовки и не раз выходил победителем сперва в аульных, а затем и в районных соревнованиях. В начале 1920 года Туганов вступил добровольцем в 3-й Терский полк кавбригады и более года прослужил в Красной Армии. Здесь он еще больше отточил свое мастерство.
Слайд 13Он даже не представлял, что умение ездить верхом можно довести
до такого виртуозного искусства. — Алибек Кантемиров — мой земляк,
— думал Туганов. — Он знает меня с детских лет и не раз видел, как я приходил первым на своем коне в дни праздников. Зайду к нему, поговорю… Встреча с Алибеком. Кантемировым решила судьбу Михаила Туганова. Перед ним больше не вставал вопрос, «кем быть»… Вместе с Кантемировым молодой наездник Туганов стал разъезжать по циркам юга России, демонстрируя парную джигитовку. Прошло три года. Работа с крупнейшим мастером цирка многому научила Туганова, и он задумал создать собственный номер совместно со своим братом Абреком. В 1925 году на рекламных стендах цирков появились афиши и плакаты, извещавшие, что скоро начнут свои выступления «Сыны гор братья Тугановы». Гастроли молодых джигитов пользовались успехом.
Но только два года Михаил проработал с Абреком. В Златоусте во время джигитовки Абрек во весь рост стоял на мчавшемся коне. В какое-то мгновение конь поскользнулся, падая, Абрек ударился о барьер манежа и сломал себе позвоночник. Вскоре он скончался. Оставшись один, Туганов поехал в Северную Осетию. Здесь, в аулах, он подобрал лучших наездников-горцев и вместе с ними подготовил конный аттракцион «В горах Кавказа». Сюжет этого аттракциона-пантомимы был незамысловат.
Слайд 14Он рисовал картинки быта старого и нового Кавказа. Горцы похищали
девушку и увозили ее. Вслед за похитителями отправлялась погоня во
главе с братом похищенной горянки. Мчались кони, джигиты начинали перестрелку, поднимали своих коней на дыбы, демонстрируя эффектные трюки. Но вот похитителям удавалось ранить коня, на котором их преследовал благородный горец. Раненый конь падал, всадник отскакивал в сторону. Лошадь словно просила своего хозяина о помощи. Горец (его роль исполнял Туганов) перевязывал коню «раненую» ногу.
Лошадь покидала манеж, осторожно ступая на трех ногах и вытянув «раненую»… Во второй части этой пантомимы горцы демонстрировали кавказские танцы, исполняя их под зурну и барабан. Затем начиналась джигитовка. Этот аттракцион имел огромный успех, и Туганов за несколько лет объездил с ним многие цирки. Но однажды ему не повезло. Во время джигитовки он сломал себе ногу и более года пролежал в больнице. После выздоровления на некоторое время от джигитовки пришлось отказаться. Туганов стал выступать в цирках с демонстрацией высшей школы верховой езды. В 1939 году М. Туганов задумал создать новый аттракцион. Из лучших наездников-казаков в станицах он собирал самых ловких и лихих, таких же, как и он в дни своей молодости, победителей соревнований. Немало сил пришлось затратить на подготовку этого «Донского казачьего ансамбля».
Слайд 16И вот, наконец, в Москве состоялись первые выступления. Не только
рядовые любители цирка, но и профессионалы отмечали исключительно высокий уровень
конной работы ансамбля, построенной в духе лучших казачьих традиций. Глубокий патриотизм, мужество и сила, ловкость и удаль — вот что отличало это глубоко народное зрелище. Гастроли казачьего ансамбля проходили с огромным успехом. Неожиданное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину всколыхнуло весь советский народ. Все, кто мог носить оружие, становились на защиту своей священной земли.
После представления 22 июня 1941 года, когда отгремели аплодисменты зрителей и казаки остались одни, Туганов собрал их на манеже. — В цирке нам нечего делать,— заявил он.— Свою удаль и лихость, свое казачье мастерство надо применить на фронте, в борьбе с врагом… Я иду добровольцем на фронт… Кто со мной?.. Все казаки подняли руки, весь состав вызвался идти в армию. Через некоторое время были оформлены необходимые документы, и ансамбль получил назначение. Широко распахнулись ворота Московского цирка, и под звуки баянов на Цветной бульвар выехал на конях весь «Донской казачий ансамбль».
Слайд 17С песнями участники ансамбля двинулись в казармы Первого Особого кавалерийского
полка Наркомата Обороны. Вскоре после этого полк влился в корпус,
которым командовал генерал Лев Доватор. Начался боевой путь казачьего ансамбля. Много славных дел и боевых заданий выпало на долю бывших цирковых артистов. Ни разу не дрогнули они перед лицом врага. Одиннадцать цирковых наездников сложили свои головы, героически борясь за Родину, многие были ранены.
В осенние дни 1941 года, когда казачий взвод находился неподалеку от г. Вереи, капитану Туганову было приказано доставить важное донесение командиру крупного соединения. Обстановка на участке была напряженной, месторасположение частей неоднократно менялось. Ординарец подвел капитану его коня Энзели, и капитан, напутствуемый лучшими пожеланиями, ловко вскочил в седло и, с места взяв быстрый темп, скрылся из вида. Больше часа скакал на своем коне Туганов.
Слайд 19Иногда ему приходилось спешиваться. Осторожно, чтобы не хрустнула ветка, он
под уздечку проводил своего Энзели через опасное место. Миновав его,
он снова вскакивал на коня и мчался, торопясь выполнить боевое задание. В развевающейся черной бурке, в кубанке Туганов в поисках командира нужного соединения влетел на своем скакуне в деревню Ефимовку. Капитан и не подозревал, что совсем недавно ее заняли гитлеровцы. Фашисты были настолько ошеломлены появлением советского кавалериста, что не сразу схватились за автоматы. Офицеру было достаточно нескольких секунд, чтобы на всем скаку осадить коня и, сделав поворот, помчаться прочь из этой деревни.
Замешательство гитлеровцев прошло. Они начали палить по смельчаку. Всадник находился на краю гибели. И тогда его осенила счастливая мысль: его может спасти один из приемов джигитовки, который он в свое время демонстрировал в цирке. На полном карьере, будто раненый, Туганов сделал «обрыв», т. е. откинулся всем корпусом назад, закрепившись ногами в стременах и волочась по земле руками. Прибавив ходу, Энзели, подбадриваемый голосом Туганова, умчал его из деревни, из-под самого носа гитлеровцев. Когда всадник оказался за деревней, он подтянулся в стременах, сел в седло и окровавленными руками погладил своего верного друга. Затем, сориентировавшись, он помчался в нужном направлении. Донесение было доставлено. Удачно примененный цирковой трюк спас жизнь находчивому капитану.
Слайд 20За смелость и оперативность, проявленные при выполнении боевого задания, командование
наградило М. Туганова орденом Красного Знамени. Сражаясь в рядах корпуса,
казачий ансамбль понес большие потери. Командование, стремясь сохранить основные кадры цирковых артистов, переформировало его в Кавалерийский ансамбль песни и пляски. Ансамбль стал пополняться талантливыми представителями солдатской художественной самодеятельности. В часы отдыха участники ансамбля выступали в подразделениях своего корпуса, песнями и плясками поднимали боевой дух конногвардейцев. И всегда — в походе, и на стоянке в тылу — артисты ансамбля были самыми желанными и любимыми гостями кавалеристов. М. Туганов получил звание майора. Несмотря на трудную боевую обстановку, мастерство участников ансамбля росло. Туганов писал с фронта знакомым московским поэтам и композиторам, и они присылали, а порой привозили в Действующую Армию свои новые патриотические произведения, там же, на фронте, разучивая их с ансамблем. Успешная концертная работа ансамбля не раз отмечалась в приказах командира корпуса, командующих армиями и даже фронта.
За особые заслуги в творческой работе и высокое художественное мастерство Маршал Советского Союза К. Рокоссовский в приказе войскам 1-го Белорусского фронта от 9.Х.1944 года объявил благодарность всему личному составу ансамбля и наградил его руководителя гвардии майора М. Туганова именными часами.
Этот приказ Маршала Рокоссовского хранится в Ленинграде, в Музее цирка.
Слайд 21народный артист РСФСР (1958)
орден Красного Знамени
орден Трудового Красного Знамени
орден Отечественной войны I
и II степени
медали
Слайд 22В первых числах мая 1945 года, через несколько дней после
того, как знамя нашей победы взвилось над Берлином, я встретил
майора Туганова вместе с руководимым им ансамблем казаков в здании рейхстага. Грудь боевого офицера украшали четыре ордена и столько же медалей. Множество офицеров и солдат из разных частей 1-го Белорусского и 3-го Украинского фронтов приехало посмотреть бывшую «твердыню» гитлеровского величия. Советские воины-победители фотографировались на фоне здания рейхстага, подбитого артиллерийскими снарядами. Лихие росчерки солдат и офицеров разных полков, танковых соединений, воздушных и других частей Советской Армии красовались на стенах и колоннах рейхстага. Казаки осматривают залы рейхстага. Вместе с ними известная исполнительница русских народных песен, заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова.
Последний год войны она вместе с казачьим ансамблем выступала в частях 1-го Белорусского фронта. Офицеры, солдаты узнают Туганова, Русланову. Они просят дать концерт прямо здесь, в зале рейхстага. По краям обвалившегося купола, в огромном мраморном зале разместились певцы и певица. Зазвучали русские народные песни о Родине, о бескрайних степных просторах и полях России. С волнением слушали эти песни воины Советской Армии, штурмовавшие Берлин… В зале пахло гарью, трудно было петь. Артисты попросили перенести концерт на воздух, на большую лестничную площадку рейхстага. И русская песня, родная и близкая, душевная и сердечная, полетела над Берлином… После демобилизации из рядов Советской Армии Туганов недолго отдыхал. Он снова мечтал о работе в цирке. Он собрал бывших артистов ансамбля. Иные из них из-за ранения уже не смогли продолжать работу в цирке.
Слайд 23Старый джигит поехал на Дон, Терек и Кубань и в
станицах подобрал новых молодых казаков — великолепных наездников. За послевоенные
годы М. Туганов подготовил несколько интересных и своеобразных конных обозрений. Мы видели овеянное романтикой Великой Отечественной войны представление под названием «О чем звенят клинки».
Введение документальных кинокадров из фронтовой хроники и исполнение патриотических песен тех времен словно переносило зрителей на поля недавних сражений. Напоминая о славных ратных подвигах, казаки по сигналу боевой тревоги вскакивали на коней. Начиналась работа джигитов, оснащенная элементами военно-спортивного характера. Прошло несколько лет, и Туганов придал своему аттракциону мирный характер. В несложной по сюжету картинке «На Дону» действие происходило на одном из конных заводов, заканчиваясь праздником, на котором исполнялись темпераментные казачьи пляски и джигитовка. В целом, несмотря на ряд последующих доработок, композиция «На Дону» получилась растянутой и громоздкой по составу исполнителей. Это побудило Туганова отказаться от сюжетной мотивировки своего номера и показывать только мастерство казачьей джигитовки. Совсем недавно, в октябре прошлого года, обновив состав участников конного аттракциона, заслуженный мастер цирка создал новый номер под названием «Джигиты Северной Осетии», построенный на материале кавказского фольклора.
Слайд 24Под звуки осетинской лезгинки на манеж выезжают десятки горцев в
черных бурках и каракулевых шапках с алыми башлыками, откинутыми на
плечи.
Горцы перестраиваются и на трех лошадях в ряд, гарцуя, объезжают манеж. Закончив парад, джигиты удаляются. Михаил Туганов на своем коне Сигнале демонстрирует высшую школу. И когда в цирке стихают аплодисменты, на манеже снова появляются темпераментные горцы. В центре арены стоит Туганов. Он щелкает бичом, и молодежь исполняет на конях невероятно трудные трюки. Темп скачки все убыстряется, глухо и мерно стучат барабаны, неистово заливается зурна, и, будто в каком-то калейдоскопе, зрители видят мчащихся коней и слившихся с ними всадников. Этот аттракцион — несомненное достижение нашего конно-циркового искусства. Зрители любят М. Туганова — мастера, неустанно работающего над созданием новых конных аттракционов, обогащаемых всем лучшим, что на протяжении веков накоплено русским казачеством и кавказскими джигитами. Скончался 4 мая 1974 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Слайд 25Туганова Дзерасса Михайловна
(1929)
Осетинская цирковая артистка, наездница, народная артистка Северной Осетии
(1964), народная артистка СССР (1980). Дочь Михаила Николаевича Туганова. В
1962-1994 гг. руководитель коллектива «Иристон».
Слайд 26Как-то на каникулах студентка института иностранных языков им. М.Тореза Дзерасса
решила навестить своих родителей, которые гастролировали недалеко от Москвы. Артисты
труппы на репетиции попросили юную Дзерассу сесть на коня. Шутки ради Дзерасса села в седло и на восторженные крики артистов: «Как она прекрасно выглядит в седле!», она также шутливо отвечала. И вдруг она увидела отца, который смотрел на свою дочь из-за полуоткрытой двери. Его глаза были в слезах! Отец, конечно, желал, чтобы их семейное дело, цирк, было продолжено! Увидев свою дочь на коне, Михаил Николаевич прослезился.
Судьба Дзерассы была решена! Боготворившая отца, она решила продолжить его дело. В далеком 1951 году она становится артисткой в труппе своего отца. Вскоре она поняла, что непросто быть артисткой в труппе прославленного отца. Она решила стать настоящей наездницей, для этого она поступает на учебу к опытнейшему ветерану- коноводу. Его уроки стали для Дзерассы настоящей академией. Она научилась сама джигитовке, узнала секреты высшей школы верховой езды, узнала секреты дрессировки лошадей, а главное лучше узнала и полюбила это благородное животное.
Слайд 27Сидеть под тенью славы отца не в характере Дзерассы. Она
решила создать новую труппу наездников- джигитов. Благо, отец во всем
понимал ее, одобрял ее действия и всесторонне ее поддерживал.
В 1962 году она становится руководителем ансамбля осетинских джигитов «Иристон». В то время перед строгими товарищами из художественного совета и парткома отстоять само название – «Иристон» (Осетия) было непростым делом.
Но Дзерасса была принципиальна в отстаивание своих взглядов, целеустремленна, трудолюбива и невероятно талантлива! В итоге джигиты ансамбля «Иристон» под руководством Дзерассы Тугановой принесли заслуженную славу советскому цирку. К артистам своей труппы на репетициях была строга, не допускала никому и в первую очередь себе, никаких послаблений, нарушений дисциплины.
Каждый номер оттачивался до совершенства на репетициях. Каждый артист, выходивший на сцену не просто с улыбкой исполнял головокружительные, уникальные по своей сложности, номера джигитовки, которому позавидовал бы любой другой цирк в мире, но и с большим мастерством и азартом танцевал осетинские национальные танцы, которые органически были включены в представлении как единый этнографический спектакль.
Слайд 29При этом зрителей поражало то единение или единство лошади и
артиста при выполнении сложнейших трюков!
Представьте, уважаемые читатели, в Нью-Йорке
знаменитый дворец «Мэдисон сквер гарден». В огромном зале 35 тысяч зрителей. Гаснет свет, полная тишина. Заиграла осетинская гармоника, и единственный луч света выхватывает из темноты белоснежную Дзерассу выезжавшую в такт музыки на белоснежном коне! Восторженный вздох этого многотысячного зала до сих пор помнит Дзерасса Михаиловна.
Осетинским джигитам под ее руководством аплодировали более чем в 50 государств мира. И всюду зрители поражались мастерству наших наездников.
С особым успехом прошли гастроли советского цирка, куда входила труппа Дзерассы Тугановой «Иристон» в странах Латинской Америки – в Аргентине, Уругвае, Перу, Венесуэле, Никарагуа. А ведь в этих странах люди не понаслышке знают толк в лошадях. И, тем не менее, все удивлялись мастерству джигитов, восхищались красотой и одновременно уникальности по своей сложности цирковых номеров! Газеты выходили с восторженными статьями с портретами Дзерассы Михаиловны. Всемирно известная певица Лолита Торрес была восхищена выступлениями наших земляков в Буэнос-Айресе. Она пригласила Дзерассу Михайловну и всех джигитов в ресторан. Лолита организовала в этом ресторане выступление лучших артистов эстрады Аргентины и сама исполнила несколько песен для наших артистов.
Слайд 30В разное время в труппу «Иристон» входили выдающиеся артисты цирка.
Многим из них присвоены звания «заслуженный» и «народный» артистов России
и Северной Осетии. Славу коллективу «Иристон» под руководством Дзерассы Михайловны Тугановой добывали, в разное время, своими выступлениями артисты труппы Махар Мамиев, Георгий Джимиев, Зелимхан Тотиков, Георгий Токаев, Арсен Батиев, Таймураз Кануков, Олег Царахов, Цара Хабаев, Эльбрус Дзобаев, Руслан Гуккаев, Мурат Дзапаров, Виктор Гаджинов, Григорий Суанов, Сослан Цаллагов. Россия может гордиться такими артистами цирка!
К сожалению при развале советского строя развалился и советский цирк! Непонятно никому, почему новому руководству госцирка стали не нужны многие выдающиеся деятели цирка, в том числе и коллектив труппы «Иристон», которые не только прославили нашу Родину за рубежом, но и принесли не мало финансовых средств в иностранной валюте.
Слайд 32Долго еще Дзерасса Михайловна на свою скромную пенсию кормила своих
цирковых лошадей. Она все надеялась, что, если не ее услуги
или мастерство выдающихся джигитов ее труппы, понадобятся Российскому цирку, то хотя бы уникальные цирковые лошади, стоимость, каждой превышавшей миллион долларов, могут быть использованы или хотя бы проданы. Руководство было глухо. Лошади были бесплатно переданы тем организациям, которые могли их содержать и кормить.
Отдав любимому цирку 40 лет, из них 29 лет она возглавляла цирковую труппу джигитов-наездников «Иристон», пенсионерка Дзерасса Михайловна живет в настоящее время в Москве. Рядом живет ее дочь Нина и внучка Полина, вторая внучка Дзера живет в Малайзии.
Нередко Дзерасса Михайловна, «дочь Иристона», бывает на мероприятиях Московской осетинской общины. Живо интересуется всеми вопросами, всеми событиями в Осетии, в России.
Слайд 33В Доме актера чествовали
Дзерассу Туганову .
Слайд 34
4 февраля Дзерасса Туганова, народная артистка РСФСР и СОАССР, лауреат
Всесоюзного конкурса циркового искусства, непревзойденная наездница, отметила свой 86-летний юбилей.
Вечер
в ее честь прошел в ресторане «Дом актера» на Старом Арбате. Постоянное представительство РСО-А при Президенте РФ и Совет московской осетинской общины сделали все, чтобы этот день стал событием и для Дзерассы Михайловны, и для ее поклонников-земляков.
По поручению Главы республики Т. Мамсурова заместитель председателя Правительства Александр Тотоонов вручил
Д.М. Тугановой награду ее родины – медаль «Во славу Осетии».
В 2009 г. Президент Республики Южная Осетия Эдуард Кокойты, сообщил о присвоении «легендарной Дзерассе» почетного звания «Народная артистка Южной Осетии».