Слайд 1Развитие
графических навыков
детей
дошкольного возраста
Слайд 2Определяя содержания работы по обучению графическим навыкам, для обеспечения объективности
требований и оценки результатов обучения ребенка педагог должен знать некоторые
моторные и графические возможности дошкольника при нормальном развитии.
Слайд 3Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия
жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов
пытаются выполнить пальцы. Так рука начинает развиваться как специфический орган.
Сначала развивается сама рука, затем начинают развиваться тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Эти движения совершенствуются, становятся более точными и уверенными к концу дошкольного возраста.
Слайд 4Профессор М.М.Безруких выделяет следующую последовательность развития ручной моторики и графических
навыков:
до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив
его в кулак;
в 2–3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;
Слайд 5к 3–4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное
восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать
простейшие фигуры (крест, круг, молоточек);
к 4–5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, но уже может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;
Слайд 6в 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные
штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать
циклические движения.
Слайд 7Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям
на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем
сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.
Слайд 8Самым приемлемым и успешным средством обучения в данном возрасте, является
игра, так как на фоне эмоционального переживания игра влияет на
успешное усвоение умений.
Любое задание необходимо предлагать ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом.
В терапевтических целях игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С этого момента берет свое начало такое направление, как игровая терапия.
Слайд 9Для получения максимального «коэффициента полезного действия» воспитателям следует учитывать:
Игры и
упражнения рекомендуется проводить перед занятиями в качестве разминки или в
середине занятия для смены деятельности и активизации внимания.
В упражнениях и играх должны сочетаться сжатие, растяжение, расслабление кисти; использоваться изолированные движения каждого пальца.
Слайд 102. Следует одновременно воздействовать на кинетическую и кинестетическую основу движений,
формировать различные уровни движений и постепенное их усложнение.
3. Игры и
упражнения не следует проводить больше 8 минут (в среднем 5–6 минут ежедневно 3–4 раза).
4. Упражнения и игры, могут быть включены в план занятия, а также рекомендованы родителям для дополнительных занятий с ребенком во внеурочное время.
Слайд 11Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности
к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Как писал физиолог И.И.Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».