Разделы презентаций


Презентация по казахской литературе на тему "Тарихта ?ал?ан ?лы адам - Омар Хайям"

Содержание

Великие люди прошлогоАбу–л–Фатх Омар ибн Ибрагим ал–Хайям1048-1131 (?)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Великие люди прошлого.
Омар Хайям

Великие люди прошлого. Омар Хайям

Слайд 2Великие люди прошлого
Абу–л–Фатх Омар ибн Ибрагим ал–Хайям
1048-1131 (?)

Великие люди прошлогоАбу–л–Фатх Омар ибн Ибрагим ал–Хайям1048-1131 (?)

Слайд 4 Этапы жизни великого ученого
Омар Хайям – математик
Высказывания

об Омаре Хайяме
ПЛАН:

Этапы жизни великого ученого Омар Хайям – математик Высказывания об Омаре ХайямеПЛАН:

Слайд 51. Этапы жизни великого ученого
«Я познание
сделал

своим ремеслом…»
Омар Хайям

1. Этапы жизни великого ученого«Я познание  сделал  своим  ремеслом…»Омар Хайям

Слайд 6Ты вопрос задаешь мне: что есть человек?
И вопрос непростой

и нелегкий ответ.
Человек - это знак из пучин мирозданья,


Он всплывет на мгновенье и тонет навек.
Омар Хайям
Ты вопрос задаешь мне: что есть человек? И вопрос непростой и нелегкий ответ. Человек - это знак

Слайд 7 
Дата рождения Омара Хайяма стала известна нам, благодаря его современнику

Аль-Бейхаки, который по гороскопу, обнаруженному после смерти Хайяма в его

бумагах, сообщил, что "в момент рождения Омара, Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в 3-м градусе Близнецов, Меркурий - в перигелии, а Юпитер - в утроении".

Индийский учёный Свами Говинда Тиртха, проанализировав эти данные по средневековым индийским таблицам эфемерид, пришёл к выводу, что планеты могли расположиться так только 18 мая 1048 года.
До анализа гороскопа в большинстве источников
(в том числе - во втором издании БСЭ) указывался 1040 год рождения.

Гороскоп Омара Хайяма

 Дата рождения Омара Хайяма стала известна нам, благодаря его современнику Аль-Бейхаки, который по гороскопу, обнаруженному после смерти

Слайд 8Уроженец города Нишапура в Хорасане. Омар был единственным сыном, и

поэтому отец дал ему прекрасное образование.
В 8 лет знал

Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией. Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через два года стал учеником Нишапурского медресе.
Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача.
Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование.
Хайям занимался у известного деятеля мусульманской культуры Сабита ибн Харрани.
Известно, что еще во время пребывания в Нишапуре он изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида.
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд.
В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр.В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником.
Уроженец города Нишапура в Хорасане. Омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В

Слайд 9Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался

подолгу в каком-то городе.
Всего через четыре года он покинул

Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг.
За десять лет, что ученый прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
С группой учёных разработал солнечный календарь намного точнее Григорианского.
В 1074 его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору султана Малик-шаха. По инициативе главного шахского визиря Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших.
Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. Даже В 1092 г., со смертью покровительствовавшего ему сельджукского султана Малик-шаха и его визиря Низам ал-Мулка его исфаханский период заканчивается.
Он снова скитается, иногда работает в Мерве при дворе преемников Малик-шаха, но восстановить обсерваторию ему не удаётся.
Известен благодаря своим четверостишиям — мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости рубаи. Долгое время был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фитцджеральда.
Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре

Слайд 10Вот что пишет об этом сам Хайям в предисловии к 

своей «Алгебре»:
«Я был лишен возможности систематически заниматься вопросом, и

не мог сосредоточиться на размышлении о нем, так как обстоятельства заставляли меня терять много времени. Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид ученых,  одевают  истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек».
Вот что пишет об этом сам Хайям в предисловии к  своей «Алгебре»: «Я был лишен возможности систематически

Слайд 11Около 1069
году в Самарканде, написан трактат  « О доказательствах

задач алгебры и ал-мукабалы».
А до этого были написаны два

математических трактата.

В 1074
году возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане.

В 1077
году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида».

В 1079
году вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь.

В середине 90-х годов 11века,
Хайям совершил паломничество в Мекку.

Около 1097 года
Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно, в это время он написал свой философский трактат на языке фарси – «О всеобщности бытия».

Последние 10-15 лет жизни Хайям провел в уединении в Нишапуре.
Он мало общался с людьми, испытывал нужду, страдал из-за религиозных преследований.

Около 1069 году в Самарканде, написан трактат  « О доказательствах задач алгебры и ал-мукабалы». А до этого

Слайд 12Строящаяся обсерватория им. Омара Хайяма в Нишапуре (Иран)

Строящаяся обсерватория им. Омара Хайяма в Нишапуре (Иран)

Слайд 13Исфахан.
Город, где жил и работал
Омар Хайям.

Исфахан. Город, где жил и работал Омар Хайям.

Слайд 14В последние часы своей жизни, как сообщает историк Бейхаки, Хайям

читал
«Книгу исцеления»  Ибн-Сины.
Он дошел до раздела
«О единстве

и всеобщности»
философского сочинения, положил на место зубочистку, встал, помолился и умер.
Он прожил долгую и очень плодотворную жизнь.

Могила Хайяма находится в Нишапуре, около мечети памяти имама Махрука.
На этой могиле в 1934 году был воздвигнут обелиск. Средства собирали почитатели творчества Хайяма в разных странах.

В последние часы своей жизни, как сообщает историк Бейхаки, Хайям читал «Книгу исцеления»  Ибн-Сины. Он дошел до

Слайд 15Долгое время самой вероятной датой смерти Омара Хайяма считался 1123

год. Имеется несколько дошедших до нас источников, частично противоречащих друг

другу. Д Низами Самарканди рассказывает о посещении им могилы Хайяма через четыре года после смерти, из чего следует, что ученый умер в 1131-32г.
С другой стороны в рукописи писателя Яр-Ахмеда Табризи "Дом радости" есть два указания на возможную дату смерти. "Продолжительность его жизни "ab" солнечных года. "ab" - две цифры, написанные неразборчиво, но первая из них выглядит как 7 или 8, а вторая как 2 или 3. Вторая фраза, по-видимому, относящаяся к Хайяму: он умер в "четверг 12 мухаррама 555 года в деревушке одной из волостей округа Фирузгонд близ Астрабада".
Этот ребус еще более осложняется вероятными ошибками в приведенных источниках. Возможны два решения, в зависимости от использования астрономических таблиц.
Если принять первый вариант - 23 марта 1122 г., то приходится допустить наличие ошибок в первых двух источниках.
Другой вариант 4 декабря 1131 г. - не противоречит ни одному из документов, и именно его, по-видимому, следует считать наиболее вероятной датой кончины.
Долгое время самой вероятной датой смерти Омара Хайяма считался 1123 год. Имеется несколько дошедших до нас источников,

Слайд 16Мемориал Омара Хайяма в Нишапуре.
(воздвигнут на средства почитателей его

таланта)
Надпись на обелиске гласит:
СМЕРТЬ МУДРЕЦА 516 г. ХИДЖРЫ ПО ЛУННОМУ

КАЛЕНДАРЮ.
У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй, Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй. Если ты хочешь знать дату построения обелиска, Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.
Мемориал Омара Хайяма в Нишапуре. (воздвигнут на средства почитателей его таланта) Надпись на обелиске гласит:СМЕРТЬ МУДРЕЦА 516

Слайд 17Нишапур.
Мавзолей Омара Хайяма.

Нишапур. Мавзолей Омара Хайяма.

Слайд 182. ОМАР ХАЙЯМ - МАТЕМАТИК
1 МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
«Проблемы арифметики»
Не обнаружен
Из других

работ известно, что он содержит сведения о разработанном им общем

приеме извлечения корня любой степени с натуральным показателем
«методом индийцев».
2. ОМАР ХАЙЯМ - МАТЕМАТИК1 МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ«Проблемы арифметики»Не обнаруженИз других работ известно, что он содержит сведения о

Слайд 19Основываясь на известных фактах, ученые предполагают, что Хайям открыл формулу

возведения  двучлена  a+b в степень n.
Славу Омару Хайяму, как алгебраисту,

принесла теория геометрических решений алгебраических уравнений.
Он изложил ее в трактате
«О доказательствах задач алгебры и ал – мукабалы».

Хайям впервые высказал мысль о том, что уравнения третьей степени не решаются с помощью «свойств круга» (т.е. с помощью циркуля и линейки), он подчеркивал, что их можно решить только с привлечением конических сечений.

Хайям дал полную классификацию кубических уравнений, имеющих положительные корни. Он выделил 19 классов; из них 5 сводятся к линейным и квадратным.. Для остальных 14 классов он указал метод решения с помощью конических сечений – параболы, равносторонней гиперболы, окружности.

В трактате Омара Хайяма
«Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»
рассматривается известная классическая задача, решенная Архимедом.

Основываясь на известных фактах, ученые предполагают, что Хайям открыл формулу возведения  двучлена  a+b в степень n.Славу Омару

Слайд 20Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида»
состоит из трех

частей.
Первая часть посвящена теории параллельных линий. Стремясь доказать
5 постулат

Евклида, Хайям сформулировал принцип, на котором основано его доказательство:
«Две сходящиеся прямые пересекаются, и невозможно  чтобы прямые расходились в направлении схождения».

Кроме того, в первой части трактата рассматривается четырехугольник с двумя прямыми углами при основании и равными боковыми сторонами. Ученый исследовал величину двух других углов четырехугольника. Используя свой принцип, Омар Хайям опроверг гипотезу острого и тупого углов, а затем доказал  5 постулат.

О взаимосвязи геометрии с арифметикой Хайям пишет так: «Геометрия нуждается в числах».

Во второй и третьей частях трактата О.Хайям анализирует античную теорию отношений и учение о числе.
Средневековый ученый внес значительный вклад и создание понятия действительного числа. Понятие иррационального числа стало равноправным с числом рациональным.

Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» состоит из трех частей.Первая часть посвящена теории параллельных линий. Стремясь

Слайд 21Омар Хайям работал в крупнейших научных и культурных центрах Средней

Азии – Балхе, Самарканде,  Исфахане,  Бухаре, где прославился как великий

математик.
Его приглашали ко двору многие властители Востока. 
Правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал его для беседы рядом с собой на престол.
В Исфахане  прошли наиболее плодотворные
18 лет жизни ученого.
Он стал приближенным султана, но отказался принять власть над родным городом Нишапуром,  говоря, что «не хочет управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочет посвятить себя науке и людям».
Омар Хайям работал в крупнейших научных и культурных центрах Средней Азии – Балхе, Самарканде,  Исфахане,  Бухаре, где

Слайд 22Омар Хайям пишет:
Хорошо, если платье твое  без прорех, И о хлебе

насущном подумать не грех. А всего остального и даром не надо- Жизнь

дороже богатства и почестей всех. О своих занятиях наукой он пишет так: Не была познанья жажда чуждой сердца моего, Мало тайн осталось в мире, недоступных для него. Семьдесят два долгих года размышлял я дни ночи. Лишь теперь уразумел я, что не знаю ничего.

О том, как много работал ученый, видно из строк:
Мне мудрость не была чужда земная. Разгадки тайн  ища, не ведал сна я.
Омар Хайям пишет:Хорошо, если платье твое  без прорех, И о хлебе насущном подумать не грех. А всего

Слайд 23Собрание восточной мудрости в переводах известных русских поэтов«Рубайят».
Омар Хайям утвердил

внутренние законы рубаи, выгранил и трансформировал эту форму в новый

философско- афористический поэтический жанр.
Каждое его четверостишие- это маленькая поэма.
Собрание восточной мудрости в переводах известных русских поэтов«Рубайят».Омар Хайям утвердил внутренние законы рубаи, выгранил и трансформировал эту

Слайд 24Легенды об Омаре Хайяме
Однажды в городе Балы, на улице работорговцев,

во дворце эмира, на пиру за веселой беседой наш учитель

Омар Хайям сказал: "Меня похоронят в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых ветвей". Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайры,и я увидел могилу у подножия садовой стены, осененную грушевыми и абрикосовыми деревьями и осыпанную лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними. Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал. Нигде во всем мире до обитаемых его границ не бывало человека, подобного ему.
(рассказ современника)
2. Глава империи Великих сельджуков Низам-ул-мульк, образованнейший человек своего века, обладавший большим государственным талантом, предложил Хайяму управлять городом Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям ответил: "Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу весь свой разум посвятить науке на пользу людям! «Его счастьем были Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении.
(гороскоп Хайяма)

Легенды об Омаре ХайямеОднажды в городе Балы, на улице работорговцев, во дворце эмира, на пиру за веселой

Слайд 25Имам Хорасана, 
Ученейший Муж Века, Знаток  Истины,
Царь Философов Востока

и Запада –
таков неполный список почетных титулов Омара Хайяма

в зените славы.
Имам Хорасана,  Ученейший Муж Века, Знаток  Истины, Царь Философов Востока и Запада – таков неполный список почетных

Слайд 261. Видео – великий мистик и мудрец Востока Омар Хайям.

Знаменитые рубаи
http://video.mail.ru/mail/tatianasuvac/229/941.html
2. Видео – Омар Хайям
http://video.mail.ru/mail/feniks4726/4211/4239.html
3. Омар Хайям. Что

мне ничего не известно http://www.youtube.com/watch?v=BsE-HBLN27Y&feature=related
4. Омар Хайям. Бытует мнение, что счастье-это дар
http://www.youtube.com/watch?v=B4d7EP63wMc


Фрагменты видео-
для возможного использования
на уроках

1. Видео – великий мистик и мудрец Востока Омар Хайям. Знаменитые рубаиhttp://video.mail.ru/mail/tatianasuvac/229/941.html 2. Видео – Омар Хайямhttp://video.mail.ru/mail/feniks4726/4211/4239.html3.

Слайд 27Список используемой литературы:

Глейзер Г. И. История математики в школе VII-VIII

кл. Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1982.
Омар Хайям –

математик и поэт.//Математика в школе. №17/ 1998.
Юшкевич А. П.  История математики в средние века. М.: Просвещение, 1961

www.geocities.com/
www.sufism.ru/perssufi/images/omar
www.rusk.ru
www.easttime.ru
foto.mail.ru

www.it-n.ru/attachment.aspx?id=112686

Список используемой литературы:Глейзер Г. И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1982.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика