Слайд 1
Семинар-практикум для педагогов общеобразовательной школы
«Право на жизнь»
Автор: социальный педагог
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«средняя общеобразовательная школа № 8»
*
Слайд 2Цели:
профилактика суицида среди несовершеннолетних;
повышение психолого-социально-педагогической культуры .
Задачи:
выявить
причины и формы проявления жестокого обращения родителей с детьми;
показать
тенденции суицидальных проявлений обучающихся на основе социологического исследования;
актуализация проблемы суицида в г.Нижневартовске;
выявить причины и формы суицидального поведения;
выработка алгоритма действий в случае трудной жизненной ситуации.
Слайд 3Общие причины жестокости
Многовековой культ жестокости.
Низкий уровень культуры общества.
Бессилие добиться положительных
результатов.
Стрессовое состояние.
Нагнетание средствами массовой информации. культа насилия и жестокости.
Слайд 41. Мотивация жестокого обращения родителей с детьми
Слайд 5Структура жестокого обращения родителей с детьми (%)
Слайд 6Моральная
жестокость
сексуальное
Психическое
или эмоциональное
насилие
физическое
Формы проявления жестокости
Слайд 7Формы проявления жестокости
Физическое насилие -преднамеренное нанесение ребенку телесных повреждений
родителями или лицами их заменяющими, которые могут привести к смерти
ребенка или вред его здоровью.
Особенности внешнего вида ребенка: множественные повреждения, сигаретные ожоги, следы ремня.
Особенности поведения ребенка: дети 3-6 лет-принятие случившегося и отсутствие сопротивления, пассивное реагирование на боль, болезненное отношение к замечаниям, заискивающее поведение, псевдовзрослое поведение, агрессивность, лживость,склонность к воровству, жестокое отношение к животным, склонность к поджогам.
Младший школьный возраст-стараются скрыть причину травм, склоннны к одиночеству, боязнь идти домой после школы.
Подростки-попытка суицида, криминальные антиобщественные поступки, употребление алкоголя, наркотиков.
Особенности поведения родителей -противоречивые, путаные объяснения, позднее обращение за медицинской помощью, перекладывание ответственности за травму ребенка, отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка, лишение ребенка ласки.
Слайд 8Возрастные показатели о людях, склонных к суициду (%)
Слайд 9Возрастные показатели людей, склонных к суициду
Слайд 10Результаты социологического исследования (анкетирования) «Окружающий меня мир»
Социальный педагог А.Р.Минина
муниципальная
общеобразовательная средняя школа № 8
Слайд 12
1.Понимают ли меня окружающие люди?
Почти всегда-64 (67)-большинство опрошенных
Редко 9(9,3)-существует
проблема у 9% респондентов
Не задумывался 22(23) –равнодушны к проблеме взаимопонимания.
2.Меня
понимают и поддерживают
Родители 70(73)- большинство обучающихся основой взаимопонимания считают отношения с родителями.
Родственники 46(48)-почти половина-с родственниками.
Друзья 75(78)-приоритет отдают в вопросе понимания и поддержки друзьям, что объяснимо в период подростничества.
Другие…2(2)
3. Меня не понимают окружающие люди потому, что
Я сам (сама) являюсь причиной этого 7(7)-самокритичны.
Окружающие люди равнодушны к моим проблемам 15 (16)-не видят и не ощущают поддержки и понимания.
Не задумывался 72(75)-большинство равнодушны к проблеме взаимопонимания.
4.Если меня не понимают окружающие люди, то
я хочу стать лучше 66(69)- видят проблему непонимания с окружающими людьми в себе.
обвиняю окружающих 7(7)-стараются снять себя ответственность.
стараюсь отвлечься 24(25)-стараются уйти от проблемы, которая все равно останется
появляются мысли о безысходности жизни 6 (6,2%-группа суицидального риска-данный показатель значительно ниже, чем данные «дети от 12 до 18 лет-40%». Но показатель имеется:(11Б-2; 8Б-2; 7В-1; 6А-1;).
Слайд 13
Всего приняли участие-96 обучающихся (м.-41; д.-55)
Классы:
6А-9 (м.-5; д.-4)
7Б-7 (м.-5;
д.-2)
7в-12 (м.-2; д.-10)
8Б-18 (м.-10; д.-8)
10Б-19 (м.-8; д.-11)
11А-17 (м.-6; д.-11)
11Б-14 (м.-5;
д-9)
Слайд 18
Использованная и рекомендуемая литература
Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и
психологические основы суицидологии. – СПб., 1999.
Горская М.В. Диагностика суицидального поведения
у подростков// Вестник психосоциальной работы.- 1994. - №1.- С.44-52.
Диагностика суицидального поведения: Метод.рекомендации /Сост. А.Г.Амбрумова, В.А. Тихоненко. – М., 1981.
Дюргейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М., 1994.
Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Справочное пособие. Мн., 1999.
Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.
Суицидология: прошлое и настоящее: Сб. статей /Сост. А.Н. моховиков. – М., 2001.
Телефон доверия в системе социально-психологической службы.- М., 1988.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы: Пер. с англ. – М., 2001.
Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).
Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september