Разделы презентаций


Методы и приёмы развития связной речи младших школьников с нарушением речи

Содержание

«…Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы и приемы развития связной речи младших школьников с нарушением

речи

Методы и приемы развития связной речи младших школьников с нарушением речи

Слайд 2 «…Связная речь как бы вбирает в себя

все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его

звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»
Ф. А. Сохин
«…Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком,

Слайд 3Принцип коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР
Одновременная работа над всеми
компонентами

речевой системы
Метод устного опережения
Фонематические процессы

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

Лексико-грамматическая сторона

речи

Учить излагать суть задания

Отвечать на вопросы

Рассказывать о
последовательности
выполнения задания

Принцип коррекционно-развивающего обучения детей с ОНРОдновременная работа над всеми компонентами речевой системыМетод устного опереженияФонематические процессыЗвуко-буквенный анализ и

Слайд 4Последовательность работы по развитию навыков пересказа
Последовательный пересказ текстов с опорой

на вопросы
Последовательный пересказ текстов с опорой на
предметные картинки и

вопросы
(выраженная причинно-следственная связь)

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего)
лица по знаковым схемам

Пересказ текстов-описаний с опорой на картинки,
вопросы, схемы

Выборочный пересказ. Составление плана.

Краткий пересказ

Творческий пересказ (по началу, концу, середине)

Последовательность работы по развитию навыков пересказаПоследовательный пересказ текстов с опорой на вопросыПоследовательный пересказ текстов с опорой на

Слайд 5Последовательность работы по развитию навыков устного сочинения
Связные высказывания, рассказы повествовательного

характера по демонстрируемым действиям и картинкам
Рассказ по вопросам
Рассказ по вопросам

и картинке

Рассказ по опорным словам и картинкам

Рассказ по серии картинок с использованием вопросного плана

Сравнительный рассказ-описание по предметам (картинкам)
с использованием графических схем, вопросов

Рассказ по сюжетной картинке с использованием опорных слов

Рассказ по материалам наблюдений по опорным словам,
вопросному плану

Последовательность работы по развитию навыков устного сочиненияСвязные высказывания, рассказы повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкамРассказ по

Слайд 6Творческое рассказывание
В рассказе придуманы, вымышлены образы или действия

Рассказ на

основе воображения

Значительная аналитико-синтетическая деятельность мозга

Творческое рассказываниеВ рассказе придуманы, вымышлены образы или действия Рассказ на основе воображенияЗначительная аналитико-синтетическая деятельность мозга

Слайд 7Творческое воображение
Возраст
Функция
Роль критического
мышления
Преобразование
опыта
Комбинации
пережитых
впечатлений
С 6 лет
Приобретает
активный,
созидательный
характер
Не пустое фантазирование
Нагромождение

фантазий

потеря сюжетной линии
репродуктивное

творческое

Творческое воображениеВозрастФункцияРоль критического мышленияПреобразованиеопытаКомбинации пережитых впечатленийС 6 летПриобретаетактивный,созидательныйхарактерНе пустое фантазированиеНагромождение фантазий потеря сюжетной линиирепродуктивное творческое

Слайд 8Роль навыка творческого рассказывания
Ответы у доски
Рассуждения
Доказательства
Написание сочинений, изложений
Общение
Влияние на

познавательную деятельность, личность

Роль навыка творческого рассказыванияОтветы у доскиРассужденияДоказательстваНаписание сочинений, изложенийОбщение Влияние на познавательную деятельность, личность

Слайд 9Психологические предпосылки самостоятельного рассказывания
Активность, интеллектуальность, внутренняя опосредованность внимания
Произвольность и образность

памяти
Логика и понятийность мышления
Управляемость воображения
Совершенствуются в ходе
составления рассказа

Психологические предпосылки самостоятельного рассказыванияАктивность, интеллектуальность, внутренняя опосредованность вниманияПроизвольность и образность памятиЛогика и понятийность мышленияУправляемость воображенияСовершенствуются в ходе

Слайд 10Рассказы по сюжетным картинам
Наглядная опора для активного,
продолжительного диалога
Воздействие

на эмоции,
мотивация интерес
Стимуляция речевой и
мыслительной деятельности
Трансформация исходного
рассказа

по картине

Картина –
наглядная база
для возникновения
нового замысла

Рассказы по сюжетным картинамНаглядная опора для активного, продолжительного диалога Воздействие на эмоции,мотивация интересСтимуляция речевой и мыслительной деятельности

Слайд 11Виды творческого рассказывания по

сюжетной картине
Составление рассказа
С добавлением последующих событий
С

заменой объекта

С заменой действующего лица

С добавлением предшествующих событий

С добавлением предшествующих и последующих событий

С добавлением объекта

С добавлением действующего лица

С добавлением объектов и действующих лиц

С изменением результата действия

Со сменой времени действия

Виды творческого рассказывания по            сюжетной картинеСоставление

Слайд 14Этапы работы по сюжетной

картине

Анализ содержания
картины

Активизация
психических процессов

Составление исходного
рассказа по картине

Планирование
творческого рассказа

Творческий рассказ

Место действия
Время действия
Свойств объектов и предметов
Цели действия персонажей
Причинно-следственные связи

Интереса
Внимания
Памяти
Воображения
Мышления
Инициативности

Этапы работы по сюжетной

Слайд 15Готовность к овладению навыками самостоятельной письменной речи
Операциональная
база
Устно-речевая
база
Функциональная
база
письменная

речь

Готовность к овладению навыками самостоятельной письменной речиОперациональная базаУстно-речевая базаФункциональная базаписьменная речь

Слайд 16Функциональная база письменной речи
Психические процессы и функции
Внимание
Кратковременная
память
Словесно-
логическая
память
Слухо-
моторные
координации
Мышление

Функциональная база письменной речиПсихические процессы и функцииВниманиеКратковременная память Словесно-логическая памятьСлухо-моторныекоординацииМышление

Слайд 17Операциональная база письменной речи
Компоненты и действия письменной речи
Действия
со словами
Фонематический

анализ
Мотивация

Решение
орфографических
задач
Графомоторные
программы
Проверочное
чтение

Операциональная база письменной речиКомпоненты и действия письменной речиДействия со словамиФонематический анализМотивация Решение орфографических задачГрафомоторные программыПроверочное чтение

Слайд 18Устно-речевые предпосылки письменной речи
Состояние
звукопроизношения
Состояние
фонематического
слуха
Состояние
лексико-грамматического
строя речи

Устно-речевые предпосылки письменной речиСостояние звукопроизношенияСостояние фонематического слухаСостояние лексико-грамматическогостроя речи

Слайд 19Стратегия формирования готовности к овладению связной письменной речью
системность
наглядность
онтогенетический
обходного пути
принципы
Методика

формирования
функциональной и операциональной
готовности – Г. В. Чиркина
доступность
деятельностного

подхода

последовательности

Стратегия формирования готовности к овладению связной письменной речью системностьнаглядностьонтогенетическийобходного путипринципыМетодика формирования функциональной и операциональной готовности – Г.

Слайд 20I уровень
Составить подписи к картинкам
Списать предложение
Закончить предложение одним словом
Записать отгадки

к загадкам
Пропедевтический
блок
Ориентировочный
блок
Функциональные
предпосылки
Операциональные
компоненты
Полифункциональные упражнения
Расширение перцептивного диапазона
Объем внимания,


кратковременной памяти

Сукцессивные
функции

I уровеньСоставить подписи к картинкамСписать предложениеЗакончить предложение одним словомЗаписать отгадки к загадкамПропедевтический блокОриентировочный блокФункциональные предпосылкиОперациональные компонентыПолифункциональные упражненияРасширение

Слайд 21Приемы расширения перцептивного диапазона
Трехбуквенные слова
восприятие
прочтение
отстукивание
составление
схемы
запись
Пары лексем, состоящих из 3

букв
Расширение синтагм (4, 5, 6 лексем)

Приемы расширения перцептивного диапазонаТрехбуквенные словавосприятиепрочтениеотстукиваниесоставление схемызаписьПары лексем, состоящих из 3 букв Расширение синтагм (4, 5, 6 лексем)

Слайд 22II уровень базовый блок
Составление устного рассказа
по вопросам
Функциональные
предпосылки
Операциональные
компоненты
Замена

лексемы-1
Универсальный план описания животного
Рассматривание картинки (животное)
Графическое моделирование +
репродукция

текста

Составление вербальных алгоритмов +
пересказ

Линейный

Разветвляющийся

Сжатие текста – обобщенно и кратко

Глубинная рецепция -1 (анализ содержания)

II уровень базовый блокСоставление устного рассказа по вопросамФункциональные предпосылкиОперациональные компонентыЗамена лексемы-1Универсальный план описания животного Рассматривание картинки (животное)Графическое

Слайд 23Сочинение «Как доктору Пилюлькину добраться к больному Незнайке?»
Опора на готовый

зачин и графическую схему (карту города)
Ситуация отсутствия адресата, использование карты-маршрута
Элемент

игры
Повышение мотивации письменной речи
Сочинение «Как доктору Пилюлькину добраться к больному Незнайке?»Опора на готовый зачин и графическую схему (карту города)Ситуация отсутствия

Слайд 24II уровень – промежуточный блок
Восстановление деформированного
текста
Функциональные
предпосылки
Операциональные
компоненты
Замена лексемы-2
Литеро-пространственный

диктант
Орфографический
поиск-1
При проверке работ
выделяется место
ошибки
Сжатие текста – 2
(без

предварительного вычеркивания)

Глубинная рецепция -2 (анализ содержания)

Перепутанные цепочки слов

Заполнение разветвляющегося алгоритма

II уровень – промежуточный блокВосстановление деформированного текстаФункциональные предпосылкиОперациональные компонентыЗамена лексемы-2Литеро-пространственный диктантОрфографический поиск-1При проверке работвыделяется место ошибкиСжатие текста

Слайд 25Перепутанные цепочки слов

Перепутанные цепочки слов

Слайд 261. Сочинение «Инструкция входа в метрополитен»
Опора на готовый разветвленный алгоритм

после его анализа
2. Сочинение «Как от школы добраться
на метро

до цирка?»

Опора на карту (схему метрополитена)

Орфографический
поиск-2

При проверке работ
выделяется слово
с ошибкой

1. Сочинение «Инструкция входа в метрополитен»Опора на готовый разветвленный алгоритм после его анализа2. Сочинение «Как от школы

Слайд 27II уровень – продвинутый блок
Наложение перцептивных полей
Функциональные
предпосылки
Операциональные
компоненты
Актуализация мотивации

письменной речи
Орфографический
поиск-3
При проверке работ
выделяется строка
с ошибкой
Глубинная рецепция -3


(текст-описание природы)

Чтение предложения + постукивание

Распространение текста

II уровень – продвинутый блокНаложение перцептивных полейФункциональные предпосылкиОперациональные компонентыАктуализация мотивации письменной речиОрфографический поиск-3При проверке работвыделяется строка с

Слайд 28Повествовательное сочинение с элементами описания (описание месторасположения объекта)
Опора на карту-

схему маршрута
Показать на карте и описать путь к обозначенному

объекту по памяти (пересказ записанной ранее информации)

2. Показать и описать путь к обозначенному
объекту по письменному описанию

Опора на карту без географических названия и маршрута

Повествовательное сочинение с элементами описания (описание месторасположения объекта)Опора на карту- схему маршрутаПоказать на карте и описать путь

Слайд 29Самостоятельное составление текста-инструкции
1. Составление письменной инструкции по пользованию кнопочным телефоном
(Опора

на готовый алгоритм)

2. Выполнение программы,
редактирование текста

Самостоятельное составление текста-инструкции1. Составление письменной инструкции по пользованию кнопочным телефоном(Опора на готовый алгоритм)2. Выполнение программы,  редактирование

Слайд 30Благодарим за внимание !!!

Благодарим за внимание !!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика