Слайд 1Речевой этикет в нашей жизни
Слайд 2Что такое речевой этикет?
Речевой этикет - совокупность принятых обществом
правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения.
Слайд 3Немного истории
Впервые слово «этикет» было употреблено при дворе французского
короля Людовика XIV: на одном из приемов гостям раздали карточки
со сводами правил - так называемые «этикетки».
В Древнем Китае к первой половине I тысячелетия до нашей эры были выработаны нормы поведения - «ли».
В XI-XII веках сформировались правила западноевропейского этикета.
Слайд 5Итак, с кем здороваются в первую очередь:
мужчина первым приветствует женщину;
если
женщина по возрасту значительно младше мужчины, то она обязана поприветствовать
его первой;
если встречается старший и младший, то младший всегда первым приветствует старшего;
младший по должности также приветствует старшего по должности;
член делегации всегда первым приветствует ее руководителя.
Слайд 6Формулы русского речевого этикета
Слайд 71. Начало разговора, приветствие.
пожелание здоровья: здравствуйте;
использование времени встречи: добрый день,
добрый вечер;
эмоциональное приветствие: очень рад;
уважительное приветствие: мое почтение.
Слайд 8«Здравствуйте!»
Слово «здравствуйте» - имеет глубокий смысл. Оно означает:
я приветствую Вас, я желаю Вам здоровья, рад видеть Вас
здоровым.
Слайд 92. Основная часть беседы.
Приглашение: приходите, будем рады, позвольте вас
пригласить, приглашаю вас, могу ли я пригласить вас.
Поздравление: от всей
души поздравляю, примите наши поздравления, разрешите вас поздравить, поздравляем вас от имени коллектива.
Печальные события: примите мои соболезнования, приношу вам искренние соболезнования, скорблю вместе с вами, я вам сердечно соболезную, позвольте выразить глубокие соболезнования, искренне вам сочувствую, держитесь.
Повседневная рабочая обстановка: позвольте дать вам совет, если вас не затруднит, , позвольте вас поблагодарить, вы прекрасный собеседник, готов вас выслушать, я вынужден вам отказать.
Слайд 10«спасибо»
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо.
Но не все помнят, что в старину «спасибо» состояло из
двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.
Слайд 11«пожалуйста»
Оно тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В
устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность».
Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения» обычно в качестве приставки к имени.
Слайд 123. Завершение разговора.
пожелание: всего хорошего, всего вам доброго, до
свидания, удачного вам дня;
надежда на скорую встречу (либо новую встречу):
надеюсь на скорую встречу, до встречи, до свидания, до завтра (либо до оговоренного дня недели);
сомнение в скорой встрече: вряд ли мы еще с вами увидимся, прощайте, не поминайте лихом.
Слайд 13Как правильно пригласить на день рождения
Слайд 14Телефонные разговоры
Время, когда можно звонить: 9.00 – 22.00;
Не забудьте
поздороваться;
Если ошиблись номером, то отвечайте вежливо;
Если вы ошиблись номером, следует
извиниться и уточнить номер;
Если на 5-6 гудок вам не отвечают, вешайте трубку;
Разговор по телефону должен по возможности быть кратким, спокойным и вежливым.
Слайд 15Давайте будем взаимовежливы, друзья!