Слайд 1Приемный ребенок и возрастные кризисы
Слайд 2Возрастные кризисы – условное наименование переходов от одного возрастного этапа
к другому; характеризуются разрушением привычной ситуацией развития и возникновением другой,
которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка.
Слайд 3Принято выделять:
Кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого
возраста;
Кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
Кризис 3
лет – переход к дошкольному возрасту;
Кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
Кризис 13 лет – совпадает с переходом к подростковому возрасту
Слайд 4Вопросы для обсуждения:
Как происходит развитие ребенка в условиях протекания определенного
возраста?
Почему так происходит, каковы причины таких особенностей?
Какие особенности в протекании
возрастных кризисов могут наблюдаться у детей-сирот, в чем они проявляются?
Слайд 5Кризис 3 лет:
Возрастные рамки (может начаться и 2,5 и
в 4).
7 характеристик поведения ребенка, переживающего кризис 3 возраста:
Негативизм (стремление
сделать все наоборот, протест выражается в том, что ребенок отказывается кушать свои любимые конфеты – это исходит от взрослого). Что же делать – дать возможность делать то, что он хочет. Создать игровую ситуацию, или устроить соревнования.
Упрямство - ребенок стремится отстоять свою точку зрения. Что же делать – находить компромиссы, уважать мнение ребенка, проявлять упорство.
Строптивость – направлена против норм привычного образа жизни. Следует на время отступить и предоставить ребенку возможность обдумать смысл того действа, которое ждет от него взрослый. Предоставьте перспективу «Ты сейчас почистишь
Слайд 6Зубки , а потом мы с тобой посмотрим мультфильм».
Своеволие –
«Я сам!». Родителям в пределах разумного разрешать ребенку проявлять самостоятельность.
Он научится доверять взрослым еще больше.
Обесценивание – ребенок отказывается от всего, что было ему интересно и любо раньше. Предоставьте ребенку самому выбрать себе занятие и игрушки. Ненавязчиво предлагайте новые игры и развлечения.
Протест-бунт – проявляется в повышенной конфликтности ребенка. Провоцирует ссоры, обзывает родителей, говорит плохие слова. Так ребенок сомоутверждается. Показывайте своим примером, как правильно вести себя, с особой тщательностью выбирайте слова и способ общения с другими людьми. Проявляйте твердость, объясняя ребенку, почему мама сердится и что именно малыш сделал неправильно.
Кризис 3 лет связан с осознанием собственного Я. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к его окружающим. Он начинает стремиться к самостоятельности, непослушанию. Часто можно услышать «я сам», «пусти».
Слайд 7Кризис 6-7 лет
- Ребенок идет в школу; начинается период интенсивного
физического роста, развивается тонкая моторика рук; резко меняется поведение (начинают
спорить, хитрить, проявляют упрямство); ребенок начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях; изучает мир взрослых через школу. Мальчики проходят через кризис с большим количеством негативных симптомов по сравнению с девочками.
На время кризиса ребенок может стать очень требовательным к окружающим в отношении выполнения ими своих обещаний. Падает самооценка, им нужна похвала. Особое внимание уделяют своему внешнему виду.
Окончание кризиса свидетельствует положительное поведение ребенка, уму удается найти себя в новом мире, в обществе детей, если он себя почувствует достаточно самостоятельной личностью и сможет показать свои способности в школе.
Слайд 8Пубертатный кризис (12-15 лет)
Кризис связан с перестройкой организма ребенка –
половым созреванием. Начинается интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные
половые признаки. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Формируется новый образ физического Я. Переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Возникает потребность в общении со сверстниками. Наиболее выраженные изменения происходят в 12-15 лет. Ребенку свойственны возбудимость, несдержанность, агрессия, неустойчивость настроения, повышенная чувствительность и обидчивость, равнодушие как к окружающим так и к близким.
Дети допубертатного возраста 10-12 лет в большей степени ориентированы на социальные отношения, начинают испытывать осознанные сексуальные чувства и порывы. В это время закладываются модели и схемы сексуального поведения, которые проявляются в период полового созревания и позже.
Слайд 9Приемный ребенок от рождения до года.
+ возможность формировать личность с
нуля (воспитывать определенные черты характера, влиять на интеллектуальное развитие);
+ Отсутствие
у ребенка памяти о своих бывших родственниках;
+ Легко сохранить тайну усыновления;
+ Чем раньше окажется ребенок в семье, тем быстрее он будет развиваться, и родителям не придется компенсировать нежелательные последствия его пребывания в ДД.
Не всегда удается получить информацию о течении беременности и родах биологической матери;
Некоторые заболевания проявляют себя только после года жизни ребенка.
До года у ребенка слабо проявляются особенности внешности и характер.
Слайд 10Приемный ребенок от года до трех лет
+ У ребенка уже
видны особенности внешности, опекуну или усыновителю проще подобрать ребенка похожего
на кого-то из них;
+ Проще становится оценить состояние здоровья ребенка;
Ребенок по-прежнему податлив к внешним влияниям, возможно эффективно воздействовать на развитие интелекта и черт характера.
Уход за ребенком требует от приемных родителей много сил и внимания;
Матери нелегко совмещать воспитание ребенка и работу;
В 2,5-3 года начинается возрастной кризис
Родители могут не заметить отставание в интеллектуальном развитии ребенка.
Слайд 11Приемный ребенок от 3-5 лет
+ Ребенок самостоятелен, развиты навыки самообслуживания;
+Характер
и темперамент уже сформированы, его способности и склонности проявляются в
полной мере;
+ Ребенок разумен, меньше капризничает, с мим можно общаться почти как со взрослым.
+Ребенок сформирован как личность и отцу общаться с ним интереснее, он охотно участвует в воспитании и его обучении;
+ Возможность посещения ребенка детского садика.
- Ребенок большой и может помнить о своих родственниках и других людях, эпизодах своей прошлой жизни;
- К этому возрасту у него уже выработаны привычки и предпочтения, не соответствующие социальным нормам;
- ЗПР может быть выражена значительно ярко, при этом отличить ЗПР, вызванную недостатком общения и внимания, от органических нарушений весьма сложно;
- Ребенок находящийся долгое время в ДД или в неблагополучной семье может иметь некоторые хронические соматические заболевания.
Слайд 12.
Приемный ребенок от пяти до семи лет
+ Ребенок достаточно самостоятелен
и независим, много знает и умеет;
+В этом возрасте дети болеют
реже чем до 5 лет, устойчивы к инфекциям;
+ Отношения с приемными родителями складываются намного легче;
+ Ребенок прекрасно понимает изменение ситуации и прилагает значительные усилия для того, чтобы понравиться новым родителям.
- Ребенок хорошо помнит своих родителей;
- Тип поведения ребенка и привычки уже преимущественно сложились. Родителям потребуется много времени и терпения для изменения негативных привычек;
- обычно такие дети отстают от своих «домашних сверстников» в навыках социальной жизни, эрудиции, дошкольной подготовки.
Слайд 13Приемный ребенок от семи до десяти лет
+ Это уже младший
школьник, он достаточно самостоятелен и не требует много времени для
ухода, он независим и трудолюбив;
+ Хорошо видны особенности характера и поведения, легко оценить его способности и уровень интеллекта;
+Ребенок очень хочет иметь хорошую семью, позитивно настроен на переход в новую семью, готов приложить максимум усилий для того, чтобы соответствовать требованиям и пожеланиям приемных родителей;
- Приемным родителям трудно приспособиться к особенностям поведения ребенка;
- Приемным родителям требуется великое терпение, умение сдерживать свои эмоции и не раздражаться.
В целом отношения будут складываться удачно при условии наличия психологической совместимости между ребенком и приемными родителями.
Слайд 14Приемные дети подростки
+ Большая самостоятельность ребенка;
+ Подросток способен сравнивать свою
прежнюю жизнь с жизнью в приемной семье, и обычно он
понимает, что приемные родители хотят ему помочь;
+ Его можно привлекать к совместной работе над общими проблемами, совместно решать взрослые задачи.
- Возможно отставание в психическом или физическом развитии;
- Их психологический возраст может не соответствовать биологическому, чаще всего в общении они кажутся младше своих сверстников;
- Родители не являются абсолютным авторитетом;
- Подросток может решительно противостоять всей семье и часто использует группу поддержки при попытки отстоять свою независимость;
- В подростковом возрасте отмечается либо завышенная, либо заниженная самооценка;
- Повышенная эмоциональность;
- Подростки могут пойти в семью для того, чтобы уйти от проблем и конфликтов в ДД, а не от большого желания жить именно в вашей семье.
Слайд 15Рекомендации для принимающих родителей
Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему
возможность действовать самостоятельно;
Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем;
Поинтересуйтесь его
мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать;
Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха;
Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя;
Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов, даже если вы неоднократно отвечали на них;
Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца;
Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают мама с папой, будет очень легко выпросить у бабушки.
Слайд 16Подавайте ребенку пример взрослого поведения. Не демонстрируйте при нем обиду
и раздражение, недовольство другим человеком;
Поощряйте разумную и безопасную независимость и
самостоятельность ребенка, доверяйте ему в выборе друзей и интересов вне дома. При этом всегда будьте готовы дать родительский совет;
Устанавливайте разумные и не чрезмерно жесткие правила поведения в семье, следите за их исполнением, не унижая ребенка нотациями и упреками;
Устанавливайте штрафные санкции за не соблюдение общепринятых правил. Не повышая голоса, не запугивая и не устраивая скандалов, четко соблюдайте все договоренности, исполняйте обещанное, невзирая на обстоятельства.
Слайд 17 Чему я научился …
Я научился ….
Я узнал, что…
Я нашел
подтверждение тому, что…
Я обнаружил, что…
Я был удивлен тем, что…
Мне нравится,
что…
Я был разочарован тем, что…
Самым важным для меня было…