Слайд 1Прикладной арсенал
современной мнемотехники как набор унифицированных приёмов запоминания
Слайд 2Известно, что мозг человека может запомнить почти столько же информации,
сколько содержится в памяти среднего по мощности компьютера. Наш мозг
вообще ничего не забывает. Все, что туда попало, будет храниться вечно, да еще перейдет в генетическую память.
Слайд 3Как сделать так, чтобы человек в нужное время мог вспомнить
нужную информацию и воспользоваться ею?
Слайд 4Информация в мозге человека
сохраняется в следующих видах:
паттерны
знаки
символы
ассоциации
Слайд 5МОЗГ ИМЕЕТ АССОЦИАТИВНУЮ
КОРУ
ПОМОГАЕТ ИЗВЛЕКАТЬ ПОХОЖИЕ ПО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ
ПРИЗНАКАМ ОБЪЕКТЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ХРАНИЛИЩ ИНФОРМАЦИИ
Слайд 6Педагогам хотелось бы, чтобы ребенок все знал, все помнил. Если
человек ничего не станет забывать, то спустя какое-то время память
будет переполнена, и ничего нового в нее не поместится.
.
Слайд 7знать,
из чего он состоит
Максимальное использование возможности мозга
понимать,
как он
работает
научиться управлять его работой, чтобы максимально использовать всю его мощность
Слайд 8Задача
Найти способы, помогающие мозгу запустить программу вспоминания нужной информации в
нужное время, при условии, что эта информация уже гарантированно поступила
в мозг.
Слайд 10Александр Македонский
Примеры выдающейся памяти
был способен узнать в лицо всех солдат
своего 35 000-го войска
Юлий Цезарь
знал в лицо и по
имени всех своих солдат (до 30 тысяч человек)
Слайд 11Академик С.А. Чаплыгин
Примеры выдающейся памяти
мог безошибочно назвать номер телефона,
по которому он звонил лет пять назад случайно и всего
один раз
Наполеон
в начале своей карьеры был посажен на гауптвахту, нашел там книгу по римскому праву и прочитал ее, а спустя много лет, когда уже был главнокомандующим армии, мог легко приводить цитаты из этой книги
Слайд 12Мнемозина ― богиня памяти в древнегреческой мифологии.
Ее имя сегодня
используют в названии метода, облегчающего процесс запоминания - мнемоника
(или
мнемотехника)
Слайд 13Мнемоника - это совокупность специальных приёмов и способов,
облегчающих запоминание
нужной
информации.
Слайд 14Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и
предназначалась для запоминания длинных речей.
Современная мнемотехника делает возможным не
только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию.
Слайд 15Принципы мнемотехники
АССОЦИАЦИЯ ОБРАЗОВ
ВЕРБАЛЬНАЯ ПЕРЕРАБОТКА
визуальная память
вербальная память
Слайд 16Направления мнемотехники
Народная
Классическая
Педагогическая
Цирковая
Современная
Спортивная
Слайд 17Направления мнемотехники
НАРОДНАЯ
Приемы, которым обучают в детском саду и школе:
-дорожные
знаки;
- обычный алфавит, азбука Морзе;
- кодирование по созвучию, используемый для
запоминания новых терминов или иностранных слов;
- прием привязки к хорошо знакомой информации;
- прием поиска закономерностей в элементах запоминаемой информации.
Используемые приемы, как правило, не осознаются; их эффективность крайне низкая.
Слайд 18Направления мнемотехники
КЛАССИЧЕСКАЯ
Возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в
качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей.
Метод
Цицерона — выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице и использование их в качестве «вешалок» для запоминаемых сведений.
Основа - запоминание информации, предварительно преобразовав ее в зрительные образы.
Слайд 19Направления мнемотехники
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Делает акцент на естественное запоминание при интенсивном «пережевывании» изучаемого
материала:
- многократное чтение текста;
- многократное повторение вслух;
- переписывание изучаемого
материала из книги в тетрадь (составление конспектов);
- перерисовка иллюстраций из учебников;
- организация учебного процесса в виде игры;
- создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала.
Слайд 20Направления мнемотехники
ЦИРКОВАЯ
Отличительная особенность ― тщательная разработка этапа кодирования информации:
-
в жесты,
- в слова,
- в мимику лица,
-
в интонацию голоса,
- в порядок слов в предложении.
Главное – не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей.
Слайд 21Направления мнемотехники
СПОРТИВНАЯ
Специфика: каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий
спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного; борьба
идет за наилучший результат.
Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям:
1) скорость запоминания информации;
2) объем запоминаемых за один раз сведений.
Слайд 22Направления мнемотехники
СОВРЕМЕННАЯ
Система «Джордано»:
- на основе теории памяти ранее известные
приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания,
направленную на решение тех или иных задач;
- приспособлена к запоминанию точной информации, которую нельзя запоминать приблизительно и которую, как правило, никто даже и не пытается запоминать.
Слайд 23Сегодня школьник получает огромное количество информации в различных областях человеческих
знаний. Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже
взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять.
Основная цель учителя ― поиск эффективных способов развития ассоциативной памяти.
Слайд 24Запоминание – комплексный процесс накопления в мозге системы связей на
основе взаимодействия нескольких психических процессов:
- памяти,
- внимания,
-
мышления,
- ощущения,
- представления.
Слайд 25непроизвольное
Виды запоминания
произвольное
сверхпроизвольное
Слайд 27От частей - к целому
Научиться запоминать простейшие элементы, из которых
состоит информация.
Запоминание текста:
фиксируется в памяти последовательность абзацев текста;
в каждом
отдельно взятом абзаце запоминаются точные сведения, содержащиеся в нем.
Слайд 28Естественные ассоциации
Естественные ассоциации — это связи, реально существующие между воспринимаемыми
объектами.
Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает
их автоматически.
Наличие связи между воспринимаемыми образами — это сигнал к запоминанию.
Слайд 29Естественные ассоциации.
Метод Цицерона
Цицерон проговаривал свою речь, шагая из комнаты в
комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь,
собирая «разбросанные» по пути факты и изречения.
Суть метода:
создается последовательная система или, как ее еще называют, матрица образов;
каждая ячейка матрицы содержит образ;
с каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты.
Слайд 30Естественные ассоциации.
Метод свободных ассоциаций
Слайд 31Естественные ассоциации.
Выделение частей образов
Слайд 32Естественные ассоциации.
Выделения невидимых частей образов
Слайд 33Естественные ассоциации
Естественные ассоциации не нужно запоминать специально. Они уже имеются
в мозге.
Задача приемов — систематизировать имеющиеся в мозге связи,
чтобы потом использовать их для запоминания другой информации.
Естественные ассоциации применяются для формирования в памяти большого количества вспомогательных (опорных) образов, с помощью которых осуществляется запоминание и припоминание любой другой информации.
Слайд 34Искусственные ассоциации
Одномодальные ассоциации - это связи только между зрительными образами,
образованные в пределах зрительной анализаторной системы.
Разномодальные ассоциации - связи между
разными анализаторными системами, которые образуются при запоминании лишь некоторых видов информации: иностранных слов, знаков и образных кодов.
Слайд 36Искусственные ассоциации
Искусственные связи образуются путем сознательного «вывода» в сознание в
один момент времени сигналов:
- зрительного анализатора,
- речевого анализатора;
- двигательного анализатора.
Другие анализаторы (модальности), как правило, не используются для сознательного запоминания.
Слайд 37Инструментом запоминания в мнемотехнике являются образы. Любые запоминаемые сведения кодируются
на язык мозга.
Язык мозга — это зрительные образы. Чтобы
связи между образами хорошо запоминались, образы должны быть удобными для запоминания.
Слайд 38Какие должны быть представляемые в воображении образы?
Слайд 39Образы в мнемотехнике должны быть:
Крупными
Объёмными
Цветным
Детальными
Слайд 40Правила создания ассоциаций
Изменяйте размеры предметов
Заставляйте предметы двигаться
Заменяйте предметы
Преувеличивайте количество
вещей
Задействуйте цвет, звук, вкус, запах.
Веселитесь.
Слайд 41Система улучшения памяти
тренировать наблюдательность
пауза
расслабление
избирательное внимание
Д.Лаппа
зрительные ассоциации
вербальная проработка
Слайд 42Закон забывания информации
Г. Эббингауза
Слайд 43В течение дня продуктивность памяти, как и внимания, изменяется. Между
8 и 12 часами утра память работает максимально хорошо, после
обеда заметно снижается, а затем вновь несколько возрастает для «жаворонков».
Для «сов» оптимум приходится на время с 8 до 12 вечера.
Слайд 44Рекомендации
по совершенствованию памяти
Интерес - резец памяти: чем он острее,
тем глубже следы.
Приступая к запоминанию, поставьте перед собой цель
− запомнить надолго, лучше навсегда.
Откажитесь от зубрежки и используйте смысловое запоминание:
пойми;
установи логическую последовательность;
разбей материал на части и найди в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт».
Слайд 45Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то
она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.
Лучше два
раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
Начинай повторять материал по «горячим следам», лучше перед сном и с утра.
Рекомендации
по совершенствованию памяти
Слайд 46Учитывай «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации,
а середина «выпадает».
Настоящая мать учения не повторение, а применение.
Используй мнемотехнику
- искусственные приемы запоминания.
Помни, что наиболее полное и точное воспроизведение сложного материала наступает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня.
Рекомендации
по совершенствованию памяти