Слайд 1Принципы
и
закономерности
воспитания
Слайд 2Принципы воспитания
Воспитание
- это определенная система требований к процессу воспитания, их
много и каждый педагог вправе пользоваться лишь некоторыми из них.
Слайд 3Педагогический эксперимент или практика
Слайд 4Настоящее время представляет собой эпоху развития
ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Слайд 5Концепция Педоцентризма - Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори
Слайд 6Вальфдорская педагогика,
автором которой является Р. Штайнер
Слайд 7ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
К. Роджерса была основана:
на безусловной любви к ребенку
принятии
его таким, какой он есть
психолого-педагогической поддержке
Слайд 9ПРИНЦИПЫ
ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 10По концепции гуманистической педагогики, воспитание должно быть направлено на развитие
творческой индивидуальности и личности.
Объектом воспитания
является человек и его способности.
Слайд 11II. Процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей
культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности,
поскольку человек
сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.
Слайд 12III. Главный фактор успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность
детей.
Слайд 13IV. Принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и
личным опытом воспитанника.
Слайд 14V. Принцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе
воспитания,
участии в его деятельности и участии самого коллектива в
формировании личности каждого из воспитуемых.
Слайд 15VI. Принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение
воспитательного процесса исходя из них.
Слайд 16ВЫВОД:
Воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь
на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры.
Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.
Слайд 17Принципы воспитательного процесса— это общие исходные положения, в которых выражены
основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Слайд 18Персонификация
Персонификация - опора на личностные качества. Они выражают очень важные
для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные
планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведении.
Слайд 19Принцип персонификации в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал
и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы,
привычки своих воспитанников;
Слайд 202) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных
личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности,
отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
Слайд 213) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и
все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
Слайд 22 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать
достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить
и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
Слайд 235) максимально опирался на собственную активность личности;
6) развивал самостоятельность, инициативу,
самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял
ведущую к успеху деятельность.
Слайд 24Природосообразность
В самом общем виде он означает отношение к человеку как
части природы, опору на его природные силы и создание для
его развития условий, почерпнутых из природы.
Слайд 25Я. А. Коменский после нескольких веков забвения возродил идею природосообразности,
раскрыл ее значение в воспитании. Принцип природосообразности Я. А. Коменского
поддерживал и развивал Джон Локк.
Слайд 26Культуросообразность
Принцип культуросообразности - это учет условий, в которых находится человек,
а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.
Слайд 27Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из
которого развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на
которой находится общество, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно.
Слайд 28Став носителем культурно-исторических ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает,
репродуцирует эти ценности и стремится к творчеству новых культурных реалий.
Таким образом, в центре культуры находится человек и сама культура является его творением.
Слайд 29Гуманизация
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает
гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
Слайд 30В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений
в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости
и социумности.
Слайд 31Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был
и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и
гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации.
Слайд 32Дифференциация
Суть дифференциации в том, что в воспитании необходимо учитывать возрастные
и индивидуальные особенности учащихся.
На поведении и развитии
личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности.
Слайд 33На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее
возрастные и индивидуальные особенности.
Слайд 34Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, физического
и нравственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия.