Слайд 1«Развитие личности ребенка
в процессе приобщения
к культурно-историческому наследию казачества»
Слайд 2
Актуальность
В «Национальной доктрине образования РФ» говорится «система образования
призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной
культуры;
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…».
Слайд 3Задачи
Создать условия, способствующие формированию у детей интереса к духовной и
материальной культуре казаков Волги и Дона.
Разработать комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому
воспитанию на основе культурно-исторического наследия казачества.
Воспитание у детей нравственных и этических начал, чувства патриотизма и любви к родному краю.
Слайд 4Педагогические средства
Формы проведения – игры, образовательные ситуации на игровой основе,
непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, праздники, развлечения.
Формы организации – групповая,
подгрупповая,
индивидуальная.
Методы – наглядный, игровой, словесный.
Приемы – игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, словесные, музыкальные), чтение произведений УНТ (сказки, песенки, заклички, потешки, пословицы, поговорки, загадки), рассказ воспитателя, беседы, прослушивание и исполнение песен, танцев.
Слайд 5Этапы работы
Подготовительный
изучение
специальной методической, справочной и художественной литературы;
подбор фольклорных произведений, в
том числе песенный музыкальный фольклор;
диагностика воспитания гражданских чувств старших дошкольников;
анкетирование родителей;
разработка комплексно-тематического планирования «Возрождение народных традиций на Руси»;
создание предметно-пространственной среды: мини-музей «Казачий курень», уголок краеведения в группе, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Казачья семья»
Слайд 6
Основной этап
Принципы работы с детьми
использование разнообразных форм организации детской деятельности;
учет
познавательных и возрастных возможностей;
использование принципа сезонности – народного календаря;
обеспечение условий
для реализации полученных знаний в различных формах деятельности;
объединение усилий ДОУ и семьи;
взаимодействие с другими социальными институтами.
Слайд 7Работа
в «Казачьем курене»:
- рассказы;
-беседы о жизни и
быте казаков;
- игры;
- «экскурсии»
Слайд 8Экспозиция
«Среда проживания казаков»
Слайд 9«Убранство, одежда, предметы быта казачьей семьи»
Слайд 11Библиографический, справочный материал, фольклорные сборники, альбомы, игрушки
Слайд 12Другие формы работы:
использование фольклорных произведений различных жанров (УНТ, музыкальный, детский
игровой фольклор);
непосредственная образовательная деятельность: «Знакомство с казачьим бытом», «Как над
яром, над ярочком, над крутеньким бережочком», «Мне посчастливилось родиться на Руси» и др.;
образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
Проекты «Семейные реликвии», «Народный костюм», «На реке, на Волге»;
Слайд 13фольклорные праздники и развлечения «Доброму гостю и без зову рады»,
«Казачья ярмарка», «Покрова», «Рождество» «Масленица»;
- обрядовые праздники (земледельческий календарь): «Осенины»,
«Зимушка-зима»; «День Земли», «Лето красное».
Слайд 16Формы взаимодействия с семьей
консультации, беседы, рекомендации;
практикумы, родительские вечера;
совместные праздники
и развлечения;
выставки детских и совместных работ;
тематические выставки литературных
произведений;
предоставление наглядного материала во временное домашнее пользование (иллюстрации с изображением казачьего быта, тематические альбомы из «Казачьего куреня», казачьи сказки, аудио и видеокассеты с выступлением казачьих коллективов);
выставка «Музей семейных реликвий» .
Результативность
развит познавательный интерес к народным ценностям у детей
и родителей;
высокий уровень знаний о народных традициях: казачьем быте, основных праздниках, поговорках, пословицах, закличках, припевках – дети могут применять в повседневной жизни (играх, на прогулках);
дети восприимчивы к созерцанию окружающей природы, ее приметам, изменениям (смена времен года);
могут быть активными участниками народных игр, инсценировок, развлечений, праздников;
активизация словаря.
Слайд 18Ценностное отношение к родной стране, воспитание основ гражданственности