Слайд 1Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед.
профессии
Модуль 1.
Учебный элемент 1. 2.
Слайд 2Цели курса:
овладение системой знаний о сфере образования; сущности, содержании и
структуре образовательных процессов; о человеке как субъекте образовательного процесса, его
возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; закономерностях целостного педагогического процесса;
актуализация и рефлексия личностного опыта в образовательной сфере, построение личностной педагогической концепции и образа профессионализации;
Слайд 3Методология педагогической науки и практики
Методология (знание о способе) – это:
область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической
деятельности;
сами принципы, методы и средства организации теоретической и практической деятельности
Слайд 4Методология педагогической науки и практики:
Общенаучная методология представляет философские исходные положения
научного познания и деятельности
Частнонаучной методологией является гносеологический инструмент в
конкретной науке, то есть общее понимание предмета и методов его исследования
Слайд 5Частнонаучная методология
методологические учения в педагогике
Системный подход
Слайд 6Системный подход
- рассмотрение учебно-воспитательных процессов с позиций теории систем.
Вопрос: в чем заключается сущность системного подхода в педагогике?
Слайд 7Частнонаучная методология
методологические учения в педагогике
Личностный подход
Слайд 8Личностный подход педагогике
основывается на философско-психологических теориях личности и состоит
в признании активной природы человека.
Это значит, что в педагогическом
процессе учащийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности.
Слайд 9Личностный подход педагогике
воспитание понимается как взаимодействие ребенка и взрослого.
Следовательно!
Личностный подход проявляется в ряде особенностей педагогического процесса (например, в
принципе индивидуального подхода, который требует знания особенностей учащихся и выбора адекватных целей, содержания и методов работы
Слайд 10Частнонаучная методология
методологические учения в педагогике
Деятельностный подход
Слайд 11Деятельностный подход педагогике
означает взгляд на педагогические процессы с
позиций теории деятельности.
Деятельность как философская категория есть форма бытия
людей, целенаправленное преобразование природного и социального мира.
Слайд 12Деятельностный подход педагогике
обязывает рассматривать обучение и воспитание как сложную деятельность
со структурой:
Цель - задачи – методы действия - средства
–- результаты.
Слайд 13Частнонаучная методология
методологические учения в педагогике
Культурологический подход
Слайд 14Культурологический подход в педагогике
Определяет воспитание как способ приобщение ребенка
к ценностям мировой и национальной культуры, развитие его творческих способностей
и наклонностей, защиту его прав и здоровья.
Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур: личностной культуры ребенка и педагогической культуры учителя.
Слайд 15Методологические учения в педагогике
Каждый из подходов позволяет ответить на свой
круг вопросов:
культурологический: “Что связывает педагогическую теорию и практику?”, “Что
обусловливает особенности педагогических идей и концепций?”, “Откуда возникают педагогические идеи и концепции?”;
Педагогика рассматривается как особая знаковая социальная форма отражения существующих реальностей образовательного пространства, обусловленная как внутрисистемными отношениями между ее элементами, так и внешним (поликультурным) контекстом;
Слайд 16Методологические учения в педагогике
системно-деятельностный: “Из каких элементов состоит педагогический процесс?”
“Каковы содержание и структура педагогической деятельности?”, “Как связаны процессы функционирования
и развития педагогических систем?”;
исследуются содержание активности каждого субъекта педагогического процесса в их взаимосвязи и взаимной обусловленности;
Слайд 17Методологические учения в педагогике
личностный: “Какой смысл педагогическое знание имеет для
каждого субъекта образовательного процесса?”, “Каковы ресурсы и пути повышения профессиональной
компетентности личности педагога?” и др.
рассматривающий каждого участника образовательной системы в качестве субъекта жизни, культуры, личностного роста, развития и самореализации, а образовательное пространство – как среду, обуславливающую эти процессы.
Слайд 18Домашнее задание: подготовить письменные ответы на вопросы:
В чем отличие обыденного
описания объекта – от научного?
В чем отличие методов педагогического
исследования?
Слайд 19Список рекомендованной литературы по разделу:
Основная литература:
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика:
личность в гуманистических теориях и системах воспитания. -–Ростов-на-Дону. 1999. С.
3 – 24; 116 – 180.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю.К.Бабанского. М. 1988. С. 7 – 27.
Дополнительная литература:.
Амонашвили Ш.А. Единство цели. М. Педагогика. 1987
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. Изд. дом Ш.А.Амонашвили. 1996.
Бахтин М.М. Человек в мире слова. М. Изд-во РОУ. 1995.
Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика. 1992. №5-6.
Пахомов Н.И. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия образования для XXI века. М. 1992.
Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М. Новая школа. 1995.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 1973.
Соловейчик С.Л. Час ученичества. М. 1972.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М. 1948.
Ушинский К.Д. Собр. соч. в 6 томах.
Френе С. Избранные психологические сочинения. М. 1990