Разделы презентаций


Проблематизация в воспитании

Содержание

специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании сообщений, способах работы и демонстрируемых ребенком целях с целью построения проблемной ситуации как личной для ребенкаПроблематизация

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Проблематизация в воспитании

Проблематизация в воспитании

Слайд 2
специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании сообщений, способах

работы и демонстрируемых ребенком целях с целью построения проблемной ситуации

как личной для ребенка


Проблематизация

специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании сообщений, способах работы и демонстрируемых ребенком целях с целью

Слайд 3ребенок начинает глубже думать и понимать, подчас заново открывает для

себя то, что уже казалось понятным;
педагог получает обратную связь от

учеников, отклик на то, что то, чему он учит, что объясняет, им слышно и небезразлично.


Значение проблематизации

ребенок начинает глубже думать и понимать, подчас заново открывает для себя то, что уже казалось понятным;педагог получает

Слайд 4Проблематизируя детей, педагог занимает позицию не манипулятора, а рефлексивного управляющего.


Его интересуют не результаты мышления детей, не приведение детских мнений

к общему знаменателю, а процесс их мышления, самостоятельное продвижение детей к ключевым смыслам.


Проблематизация – не манипуляция

Проблематизируя детей, педагог занимает позицию не манипулятора, а рефлексивного управляющего. Его интересуют не результаты мышления детей, не

Слайд 5Проблематизируя, педагог старается:
поддерживать практически любую рефлексию детей, руководствуясь при этом

принципом углубления («Куда это нас продвигает?»);
придерживать собственные рефлексивные высказывания (до

того момента, когда дети уже ходят «по герменевтическому кругу» и не могут продвинуться дальше);
сомневаться в собственной правоте.


Проблематизация – не манипуляция

Проблематизируя, педагог старается:поддерживать практически любую рефлексию детей, руководствуясь при этом принципом углубления («Куда это нас продвигает?»);придерживать собственные

Слайд 6проблематизация словом (в том числе мимикой, жестом);
проблематизация делом (действия педагога,

инициирующие самостоятельные действия детей)
проблематизация образом (подбор видеоряда, конструирование предметно-эстетической среды)

Способы

проблематизации
проблематизация словом (в том числе мимикой, жестом);проблематизация делом (действия педагога, инициирующие самостоятельные действия детей)проблематизация образом (подбор видеоряда,

Слайд 71. Демонстрация «непонимания».
Этот прием побуждает участников обсуждения, многократно проговаривая, уточнять

свои идеи, формулировки, выводы.
Возможные фразы педагога: «Я не совсем

понимаю, что вы имели в виду?», «Ваше определение неясно, уточните его, пожалуйста».


Приемы проблематизации

1. Демонстрация «непонимания».Этот прием побуждает участников обсуждения, многократно проговаривая, уточнять свои идеи, формулировки, выводы. Возможные фразы педагога:

Слайд 82. Сомнение.
Это прием внесения сомнений относительно высказанных идей. Он позволяет

отсеивать слабые, непродуманные высказывания, снимать попытки демагогических выступлений.
Вопросы на

«усомнение»: «Так ли это?», «Вы уверены в вашем тезисе?», «Нет ли в ваших словах противоречия?», «Может быть, это не всё?»


Приемы проблематизации

2. Сомнение.Это прием внесения сомнений относительно высказанных идей. Он позволяет отсеивать слабые, непродуманные высказывания, снимать попытки демагогических

Слайд 93. Требование доказательств.
Неагрессивное требование объяснения, обоснования высказанных утверждений.
Возможные фразы ведущего:

«Обоснуйте ваш тезис», «Что это все-таки значит?», «Почему это так?

Объясните все-таки нам».


Приемы проблематизации

3. Требование доказательств.Неагрессивное требование объяснения, обоснования высказанных утверждений.Возможные фразы ведущего: «Обоснуйте ваш тезис», «Что это все-таки значит?»,

Слайд 104. Провокация «живчиком».
В случае отсутствия детских высказываний педагог может

предложить хотя бы одному из подростков («с горящими глазами») проговорить

свое понимание или непонимание, поставив тем самым остальных в ситуацию выбора – соглашаться или не соглашаться. Далее можно попросить их выразить свое отношение к высказанной позиции.


Приемы проблематизации

4. Провокация «живчиком». В случае отсутствия детских высказываний педагог может предложить хотя бы одному из подростков («с

Слайд 115. Провокация «живцом».
«Живец» - сам педагог. В случае отсутствия высказываний,

педагог может их спровоцировать, предъявив от своего лица довольно радикальное

понимание ситуации (здесь нельзя переступить нравственную грань).


Приемы проблематизации

5. Провокация «живцом».«Живец» - сам педагог. В случае отсутствия высказываний, педагог может их спровоцировать, предъявив от своего

Слайд 126. «Альтернатива».
Педагог выдвигает и обосновывает утверждение, противоположное высказанному участниками

обсуждения, акцентируя внимание на возможности иной точки зрения, иного взгляда.

Приемы

проблематизации
6. «Альтернатива». Педагог выдвигает и обосновывает утверждение, противоположное высказанному участниками обсуждения, акцентируя внимание на возможности иной точки

Слайд 137. «Доведение до абсурда».
Педагог может согласиться с высказанной точкой зрения,

а затем сделать из нее абсурдные выводы (здесь необходимо избежать

высказываний, способных нанести обиду подростку).


Приемы проблематизации

7. «Доведение до абсурда».Педагог может согласиться с высказанной точкой зрения, а затем сделать из нее абсурдные выводы

Слайд 148. «Нет-стратегия»
В этом приеме педагог на все утверждения детей говорит

«нет», не утруждая себя аргументами, доказательствами.
Фразы с двумя «не»:

«Нет, это не так, всем это ясно», «Такого не бывает и не может быть!», «Нет! Здесь не о чем говорить».


Приемы проблематизации

8. «Нет-стратегия»В этом приеме педагог на все утверждения детей говорит «нет», не утруждая себя аргументами, доказательствами. Фразы

Слайд 15Первые четыре приема – относительно мягкие, последующие жесткие.
Жесткие приемы

проблематизации – сильные, но опасные способы работы. Они могут вызвать

недоброжелательность, агрессию, причем как в отношении педагога-ведущего, так и других участников дискуссии. К ним лучше прибегать, когда вы хорошо знаете аудиторию, у вас с ней взаимное доверие, ваш авторитет в ней высок и прочен.


Риски проблематизации

Первые четыре приема – относительно мягкие, последующие жесткие. Жесткие приемы проблематизации – сильные, но опасные способы работы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика