Слайд 1Организация учебного процесса как средства адаптивной
образовательной среды
Из опыта работы
учителя истории и
обществознания Нефедовой Е.М.
Слайд 2
ПАРАДИГМА - совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном
этапе ее развития.
ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ - положение, утверждающее, что готовность
к будущей деятельности является внутренней потребностью личности и поэтому не может полностью определяться извне (школой).
Слайд 3Современная
парадигма образования
Основное требование – переход от принципа
учения к эволюционному принципу научения, самообучения, от отдельных связей к
связям системного характера.
Переход от триады «знания – умения — навыки», к замкнутому циклу «знания – умения – навыки — актуализация (применение, технология) – производство знаний».
Слайд 4Причины смены парадигм
Образование неизбежно отстает от жизни
Образование должно предвосхищать эволюцию
потребностей человека и общества
Слайд 7Технология развития критического мышления
Все наше достоинство — в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в
которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности.
Б. Паскаль
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не
памятью».
Лев Толстой
Слайд 8ТРКМ
Критическое мышление — разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые
идеи и увидеть новые возможности.
Ее можно начинать использовать, еще
в начальной школе, а продолжать использовать и при обучении взрослых => сквозная технология
Слайд 9Основные цели занятия с применением ТРКМ
развитие критического мышления;
развитие творческого потенциала
будущего исследователя;
развитие умений сотрудничать и работать в группе;
развитие умений самостоятельно
систематизировать информацию;
развитие умения решать учебные проблемы.
Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:
информационные учебные тексты;
повествовательные тексты;
проблемные тексты.
Слайд 10Три фазы технологии развития критического мышления
1.Вызов
Учащиеся
-«вспоминают», что им
известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения),
-систематизируют информацию до ее
изучения;
задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ,
формулируют собственные цели.
Слайд 11Стратегия
«Знаю — Хочу узнать — Узнал»
Слайд 12Прием «толстые»
и «тонкие» вопросы
«Тонкими» вопросами называют простые, односложные
вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения.
«Толстые» вопросы выводят
учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.
Слайд 13Три фазы технологии развития критического мышления
2. Осмысление
Учащиеся
-читают (слушают)
текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения,
-делают пометки на
полях или ведут записи по мере осмысления новой информации,
-отслеживают понимание при работе с изучаемым конструируют (корректируют) цели своего учения.
Слайд 14Прием «INSERT»
Данный прием предполагает либо на полях в тексте,
либо в табличной форме с последующим ее заполнением относить фрагменты
текста, его абзацы к следующим категориям:
«V» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?»— не понял, есть вопрос
Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся «прочитать параграф учебника».
Слайд 15«Кластер»
является приемом графической систематизации материала. Автор данного приема —
американец Гудлат.
Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое
оформление в определенном порядке в виде грозди.
Слайд 17Три фазы технологии развития критического мышления
3. Рефлексия.
Учащиеся
-соотносят
получаемую новую информацию с уже и известной, используя знания, полученные
на стадии осмысления,
-производят отбор информации, наиболее значимой для пони мания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учении,
-выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
Слайд 18Прием «синквейн»
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза материала в
пяти кратких предложениях;
Прием «синквейн» используется на стадии рефлексии, он позволяет
обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п
Слайд 20
Пример синквейна
Противоречивая
Освежающая
Ускоряет
Совершенствует
Реформирует
Привела от частных
преобразований к смене модели общественного развития.
Итог – распад СССР
Слайд 21
Эмоциональное
восприятие
информации
Нейтральная
эмоция
Размышления,
анализ, поиск
Изобретение,
творчество
Критическая,
негативная
Прогноз
Слайд 22Литература
Генике Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться? /
Журн. "АLМА МАТЕR". 1999. № 10.
Генике Е. Портрет на фоне
профессии // Газета «Первое сентября» с15 мая 2001 г.
Загашев И. О, Заир-Бек С. И. Критическое мышление; технология развития. СПб.:
Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.