Слайд 1Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными
возможностями здоровья
формирование общей культуры,
Слайд 3Получение образования детьми с особыми образовательными потребностями
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (дифференцированные
требования к результатам освоения АООП НОО)
Закон «Об образовании в РФ» Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся, Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 4Особые образовательные потребности
потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, включая технические
средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских,
социальных и иных услугах, непосредственно связанных и необходимых для успешного обучения. (Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. ред. Н.В. Новоторцева)
Слайд 5Особые образовательные потребности
потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных
и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые
может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения. (В.И.Лубовский)
Слайд 6Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения
Слайд 7недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции.
нарушения речевой и мелкой ручной
моторики,
нарушения зрительного восприятия и пространственной ориентировки,
нарушения умственной работоспособности,
нарушения эмоциональной сферы.
Слайд 8Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития
образовательные потребности общие
для всех обучающихся с ОВЗ
выделение пропедевтического периода в образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
Слайд 9обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей,
так и в процессе индивидуальной работы;
раннее получение специальной помощи средствами
образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Слайд 10СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых
в процессе образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
Слайд 11обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся
с задержкой психического развития;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
Слайд 12специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях
познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
Слайд 13специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
специальная психокоррекционная
помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях
максимально расширенных социальных контактов.
Слайд 15Задачи образования
формирование общей культуры,
охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей,
формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения.
формирование основ учебной деятельности;
развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
Слайд 16Задачи образования
обеспечение вариативности и разнообразия содержания адаптированных программ и организационных
форм получения образования обучающимися с учетом их особенностей;
формирование социокультурной и
образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Слайд 17Сроки освоения АООП НОО разными группами обучающихся с ОВЗ
Слайд 18Возможности
смены образовательного маршрута,
программ и условий получения НОО обучающимися
с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).
Слайд 20Вариант А (цензовый уровень)
Образование, сопоставимо по уровню с образованием здоровых
сверстников.
Ребенок находится в их среде здоровых сверстников и в те
же календарные сроки.
Среда и рабочее место ребенка организованы в соответствии с ОВЗ.
Созданы условия для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ.
Слайд 21Вариант А (цензовый уровень)
Обучающиеся не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (оставляются
на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану .
Слайд 22Вариант B (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные
сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья.
Среда и
рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса.
Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей.
Необходимо усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Слайд 23Вариант B (цензовый уровень)
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью
среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к особенностям детей, ограничивающей
их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду - поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Слайд 24Вариант C (нецензовый уровень)
обучающийся получает образование, которое по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями сверстников с таким же нарушением в развитии, но не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 -6 классы).
Слайд 25Вариант C (нецензовый уровень)
Данный вариант предполагает в большей степени
развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в
более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах.
Слайд 26Вариант D (нецензовый уровень)
обучающийся с тяжелыми и множественными нарушениями
развития получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не
соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).
Слайд 27Вариант 7.1
Обучающийся с ЗПР получает образование находясь в среде сверстников,
не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же
сроки обучения.
Обучающемуся с ЗПР предоставляется государственная услуга по реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая адаптируется под особые образовательные потребности обучающегося
Слайд 28Вариант 7.1. Разработка АООП
1) обязательное включение в структуру АООП НОО
обучающегося с ЗПР программы коррекционной работы, что требует качественно особого
кадрового состава специалистов, реализующих АООП НОО;
Слайд 29Вариант 7.1. Разработка АООП
2) при необходимости предусматривается участие в образовательно-коррекционной
работе тьютора, а также учебно-вспомогательного и прочего персонала (ассистента, медицинских
работников, необходимых для сопровождения обучающегося с ЗПР);
Слайд 30Вариант 7.1. Разработка АООП
3) создание специальных материально-технических условий для реализации
АООП НОО (специальные учебные пособия, специальное оборудование, специальные технические средства,
специальные компьютерные программы и др.) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР
Слайд 32Требования к структуре АООП НООО
Слайд 33АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной
программой реабилитации (далее — ИПР) инвалида в части создания специальных
условий получения образования
Слайд 34АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии
со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается
организацией .
Слайд 35АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных
обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в
том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Слайд 36На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой
своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в приложениях №№ 1-8 к Стандарту
Слайд 37Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях
Слайд 38АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений
Соотношение частей в зависимости от варианта АООП НОО :
80%
и 20%
70% и 30%
60% и 40%
Слайд 401. Целевой раздел
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения;
система оценки достижения планируемых результатов.
Слайд 412. Содержательный раздел
программу формирования УУД;
программы отдельных учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания;
программу формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Слайд 423. Организационный раздел
учебный план НОО
система специальных условий реализации АООП
НОО
Слайд 43Учебный план
- основной организационный механизм реализации АООП НОО
АООП НОО
может включать один или несколько учебных планов;
включает предметные области в
зависимости от вариантов АООП НОО,
обязательно включает «Коррекционно-развивающую область», реализующуюся через содержание коррекционных курсов.
Слайд 44II. Требования к условиям реализации АООП НОО
Слайд 45Условия получения образования обучающимися с ОВЗ
Слайд 46III. Требования к результатам освоения АООП НОО
Слайд 47Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО.
В зависимости от варианта
АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам.
Слайд 48Личностные результаты овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах,
сформированность мотивации к обучению и познанию.
Слайд 49Метапредметные результаты
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
которые составляют основу умения учиться, осуществленияразных видов деятельности.
Слайд 50Предметные результаты овладение содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области,
достижения
в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической
деятельности.
Слайд 51Индивидуальная образовательная программа
Слайд 52Индивидуальная образовательная программа
Преодоление несоответствия
Слайд 56Адресат ИОП - дети с ОВЗ и дети-инвалиды, получающие образование
в различных формах обучения:
очное,
индивидуальное обучение на дому
индивидуальное обучение на
дому с использованием дистанционных образовательных технологий
Слайд 57Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы обучающегося
с ограниченными возможностями
здоровья
Титульный лист
Пояснительная записка
Индивидуальный
учебный план
Содержание программы
Основные требования
к результатам
Заключение
и
рекомендации