Слайд 1Проектно-исследовательская технология обучения
и воспитания
в начальной школе
Лобанова Елена Васильевна
учитель начальных классов
МКОУ «Крисаново – Пятницкая основная общеобразовательная школа»
Слайд 2«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и
криво, да сами».
Г.Э. Лессинг
Обучение школьников специальным знаниям, а также
развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Слайд 3Исследовательское поведение
в современном мире
рассматривается как стиль жизни
современного
человека
Проблема исследования
заключается в том,
что технология проектной деятельности слабо проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.
Слайд 4Гипотеза
Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной если:
Она включает
изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
Направлена на формирование мотивации
к занятиям проектной деятельностью;
Характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Слайд 5Новизна
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании
Слайд 6Ведущая педагогическая идея
Метод учебного проекта - один из путей
формирования:
готовности к целеполаганию;
готовности к оценке;
готовности к действию;
готовности к рефлексии;
готовности к
самовоспитанию и самообразованию.
Слайд 7Цель работы
Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности
учащихся, определяющих формирование компетентности личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению
в информационном обществе, ясно представляющей свои возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Слайд 8Задачи
- Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
- исследовать
актуальность проблемы в рамках нашей школы;
выявить наиболее продуктивную технологию для
достижения поставленной цели;
изучить теоретические основы новой технологии;
выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
использовать метод проектов в классно-урочной и внеклассной деятельности.
Слайд 9Предполагаемый результат
Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
умение находить
источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
умение планировать работу над
проектом;
умение сотрудничать при выполнении проектов, доводить начатое дело до конца.
Слайд 10Участники проекта
учитель
учащиеся
родители
Слайд 11Принципы организации проектной деятельности
учёт интересов детей;
учение через деятельность;
познание и знание
являются следствием преодоления трудностей;
сотрудничество участников педагогического процесса;
свободное творчество в выборе
темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проектов.
Слайд 12Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный
проект
Творческий проект
Ролевой проект
Слайд 13Классификация проектов по характеру контактов
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными
(в пределах одной страны);
- международными.
Слайд 14Классификация проектов по продолжительности
- мини-проекты (1 ч);
краткосрочные проекты (2-6ч);
среднесрочные
(12-15 ч);
- долгосрочные проекты (четверть, полугодие, год) проекты, требующие
времени для поиска материала, его анализа и т. д.
Слайд 15Этапы проектной деятельности
- мотивационный
- планирующий
- информационно-операционный
- рефлексивно-оценочный
Слайд 16Формы продуктов проектной деятельности
анализ данных социологического опроса;
карта;
видеофильм;
выставка;
газета, журнал;
игра;
коллекция;
костюм;
модель;
оформление кабинета;
постановка;
праздник;
прогноз;
справочник;
учебное пособие;
экскурсия.
Слайд 17ЭТАПЫ РАБОТЫ
НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ
- погружение в проект;
- организация
деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
Слайд 18Педагогические условия организации проектной деятельности
в начальной школе
Слайд 19В процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками:
- экскурсии
-
прогулки-наблюдения
- социальные акции
- опросы
- интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых
предназначен детский проект
Слайд 20Последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности
от недолговременных (1-2 урока) однопредметных
проектов к долговременным, межпредметным
от личных проектов к групповым и общеклассным
Слайд 21Презентация (защита) проекта
Необходимо:
- помочь ученикам произвести самооценку проекта
- помочь учащимся
оценить процесс проектирования
- помочь ученикам подготовить проект к презентации
Слайд 22Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких
качеств личности:
- самостоятельность
- целеустремленность
- ответственность
- инициативность
- настойчивость
- толерантность
Слайд 23Группа компетенций,
на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у
младших школьников:
- исследовательские
- социального взаимодействия
- оценочные
- информационные
- презентационные
- рефлексивные
Слайд 24Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
готовность к познанию и
овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор
и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;
владение коммуникативными навыками, толерантностью;
умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Слайд 25Вывод:
эффективность использования технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
- это не просто один из методов обучения- это путь
формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.