Слайд 1Электронное сопровождение лекционно- практического занятия
Старцуевой Жаргалмы Цырендоржиевны,
преподавателя
БИПКиПРО
Слайд 2Проектный метод обучения
Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности
– значительно медленнее
Т.И. Шамова
Слайд 3Историко–педагогический анализ
I. Этап доминирования метода проектов в образовательном процессе (начало
XX века). Данный метод рассматривался в качестве новой формы и
универсального средства обучения, предполагающего гуманистическую направленность деятельности педагога, построение учебного процесса на активной, деятельностной и интрегративной основе (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс, С. Левин, Е.Г. Кагаров, С.Т. Шацкий и др.)
II. Этап переосмысления концепции метода проектов (70-80-е гг XX в). Метод проектов использовался наряду с другими методами. Учащиеся выбирали и выполняли проекты под руководством педагога.
III. Этап полифункциональной ориентации представлений о сущности метода проектов (конец XX в). Этот метод рассматривается как новая педагогическая технология (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Г.К. Селевко), как самостоятельная система обучения и метод познания учащимися социума (Дж. Питт, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич, В.Д, Симоненко, И.А. Сасова и др).
Слайд 4Дж. Дьюи, Лай, Торндайк (США)
В.Х.Килпатрик «Метод проектов. Применение целевой установки
в педагогическом процессе» (1925)
Главные идеи: «Все из жизни, все для
жизни»
С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
Деятельность строится не в русле учебного предмета;
Она основана на сиюминутных увлечениях детей;
Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
Слайд 5
Проект –
с лат. «выступающий вперед»
это предварительный, предположительный текст
какого – либо акта, документа и т.п., замысел (Словарь иностранных
слов. –М., 1952)
Разработка плана сооружения, постройки, изготовления или реконструкции чего – либо
Слайд 6.
Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы
с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств
и ресурсов и специфической организацией
Слайд 7Метод проектов -
это целенаправленная учебная или внешкольная деятельность с определенной
целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических
задач на предметной, межпредметной, интегрированной надпредметной основе.
Слайд 8Метод проектов
(от греч. – путь исследования)
это система
обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и
выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов
Слайд 9Условия применения метода проектов:
Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем
исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания
Значимость предполагаемых результатов (практическая,
теоретическая, познавательная)
Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании
Структурирование этапов выполнения проекта
Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора
Слайд 10Положения учебной программы на основе метода проектов
Постепенное увеличение объема знаний
и навыков;
Выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых
(дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес, индустрия и др.);
Постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (испытание комплексного подхода, учет большого количества воздействующих факторов);
Постепенно учащиеся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;
Возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни
Слайд 11Метод (от rpeч.methodos - путь, способ исследования, обучение, изложения) -
совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ
достижения определенных результатов в познании и практике
Слайд 12Проектный метод обучения
Метод проектов (от греч. – путь исследования)
– это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в
процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Проект – это совокупность документов (расчетов, чертежей, пояснительной записки и т.д.) для создания каких – либо изделий, технических устройств, сооружений.
Слайд 13Цель применения проектного метода обучения:
Обобщение ЗУН для организации самостоятельной
деятельности по изготовлению изделий из любых материалов;
Развитие творческого мышления, исследовательских
навыков, умений интегрировать свои знания;
Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально – экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Слайд 14Учебный проект
Под учебным проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, соответствующая
уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся.
Слайд 15Учебный проект - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность
учащихся, подразумевающая:
Поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных
задач, анализ и обобщение собранного материала;
Выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
Социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно – индивидуальную позицию.
Слайд 16Реализация учебного проекта учащимися связана
с практическим использованием
ранее приобретенных
ЗУН
В психологии этот процесс связывают с переносом ЗУН.
Но перенос не
есть простое приложение
прошлых знаний и опыта к решению новых задач.
Использование знаний носит поисковый характер
и является, по существу, приобретением новых знаний,
поскольку в процессе работы над учебным проектом
учащийся открывает их
неизвестные стороны, взаимосвязи, отношения
Слайд 17Проектное обучение – развитие творческих способностей личности
Слово "творчество" происходит
от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать",
изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого – педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего – либо ранее неизвестного для данного субъекта.
Слайд 18Творческий проект
Под творческим проектом понимается учебно – трудовое задание, активизирующее
деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий субъективной,
а иногда и объективной новизной
Слайд 19Творчество – это исследование
Технологический подход к жизненным и производственным задачам
требует постоянного развития, тренировки такого свойства (качества) ума, как «творческость»,
т.е. способность не теряться в любой ситуации, преодолевать возникшие затруднения.
Слайд 20Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, только нужно
вовремя их раскрыть и развить.
Слайд 21предметы творчества следует рассматривать не только как предметы, обучающие каким-то
трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям,
а как предметы, формирующие
мышление, эмоциональную деятельность.
Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.
Слайд 22Преимущества метода проектов
Дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный
баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими
умениями.
Слайд 23Преимущества метода проектов
Реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения,
так как создание системы проектов в школе инициируется желанием найти
такие формы организации учебного процесса, которые позволяли бы погрузить учащихся в учебно – профессиональную деятельность с первых дней обучения, повышая тем самым уровень мотивации учащихся к процессу обучения и эффективность учебного процесса, создавая возможности реализации личностно - ориентированного подхода в обучении.
Слайд 24Преимущества метода проектов
Проект – модель обстановки реальной профессиональной деятельности (ставится
проблема и ее надо решить в заданный срок)
Слайд 25Преимущества метода проектов
Проектный метод относится к педагогическим технологиям, которые могут
успешно интегрироваться в учебный процесс
Слайд 26Преимущества метода проектов
Предполагаемый результат итогов внедрения проектной методики – повышение
уровня активности школьников и качества знаний учащихся в предметных областях