Слайд 1Сидорова Наталия Николаевна, директор МБОУ СОШ №5.
Профессиональный стандарт педагога
– основа развития профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных организаций
Слайд 2Новой школе - новые учителя
«Новая школа - это новые учителя,
открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития
школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего»
(Из концепции национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа» )
Слайд 3
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего
нельзя улучшить, минуя голову учителя.
К.Д. Ушинский
Слайд 4В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог
должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Готовность
к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Слайд 5
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт
– инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на
международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Слайд 6Стандарт должен:
Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
Не превращаться в
инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
Избавить педагога от выполнения несвойственных
функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
Соответствовать международным нормам и регламентам.
Соотноситься с требованиями ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Слайд 7Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные
требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена
региональными требованиями.
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка и существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Слайд 8Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного
образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является
родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Слайд 9
Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
Обеспечить координированный рост
свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
Мотивировать педагога
на постоянное повышение квалификации.
Слайд 10Сфера дошкольного и общего образования.
при приеме на работу в
общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
при проведении аттестации педагогов образовательных
учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Слайд 11Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания
и развития ребенка.
Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких
результатов его труда.
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Слайд 12
Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его
готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из
его профессиональных компетенций.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
Слайд 13
Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и
их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.
Внутренний
аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
Слайд 14Педагог должен:
Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование
и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной
школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников.
Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
Владеть ИКТ-компетенциями.
Слайд 15
Педагог должен:
Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их
как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Владеть методами
организации экскурсий, походов и экспедиций.
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
Слайд 16
Педагог должен:
Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических
органов самоуправления.
Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая
и принимая их.
Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Слайд 17
Педагог должен:
Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции
и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
Уметь
поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (духовно-нравственного развития ребенка).
Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Слайд 18
Личностные качества и профессиональные компетенции:
Готовность принять разных детей, вне
зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
Слайд 19
Личностные качества и профессиональные компетенции:
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
Знание
общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, возрастных особенностей учащихся.
Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
Умение осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования.
Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
Слайд 20
Личностные качества и профессиональные компетенции:
Умение составить психолого-педагогическую характеристику (портрет)
личности учащегося.
Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с
учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т.д.
Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями.
Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Слайд 21
Педагог начальной школы должен
Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника
в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной,
целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
Обеспечивать развитие умения учиться до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов.
Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы.
Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста.
Слайд 22Общие подходы
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам
обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо
учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с одаренными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Слайд 24Профессиональная деятельность педагога оценивается только комплексно. Интегративные показатели оценки деятельности
педагога преобладают и в начальной школе.
Оценивая профессиональные качества педагога,
необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Возможные способы достижения и демонстрации учителем соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта приведены в Приложениях № 1–2.
Слайд 25Методы диагностики профессиональной компетентности педагогов
Слайд 26Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством
внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им
уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
Слайд 27
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области
в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там,
где нужно, и тогда, когда нужно.
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
Общепользовательская ИКТ-компетентность.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Слайд 28
Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд
фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, в
том числе следующие:
Гражданская и социальная идентичность.
Уважение прав и свобод личности.
Система ценностей личности.
Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.
Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития.
Развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий.
Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.
Формирование детско-взрослых сообществ.
Становление картины мира.
Слайд 29Шаг первый
Широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами:
педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и
самими учениками.
Цель обсуждения:
Анализ и учет общественного мнения, сбор и систематизация замечаний и предложений по усовершенствованию профессионального стандарта учителя, достижение широкого консенсуса, на базе которого будет принят окончательный вариант документа.
Уже на стадии обсуждения считаем целесообразным запустить государственно-общественный механизм управления внедрением профессионального стандарта учителя. С этой целью предлагаем создать общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт учителя – 2013».
Слайд 30Шаг второй
Запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории,
образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о
готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога.
Цель пилотных проектов:
Отработка содержания регионального дополнения профессионального стандарта педагога и внутренних стандартов образовательных организаций, подготовка соответствующей документации.
Изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя.
На данном этапе внедрения отдельную задачу решают педагогические вузы и центры переподготовки учителей. Они отрабатывают новые стандарты подготовки и переподготовки педагогов, соответствующие требованиям профессионального стандарта учителя. Их включение в пилотные проекты происходит добровольно по согласованию
Слайд 31Для решения поставленной задачи эти учреждения и организации должны получить
право, наряду с действующим стандартом подготовки педагогов третьего поколения, использовать
экспериментальные планы и программы, освобождающие их от действующих в настоящее время стандартов высшего педагогического образования. Такое право должно быть закреплено за ними специальным письмом Министерства образования и науки.
Кроме того, на данном этапе необходимо определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя как оптимальный способ введения его в профессию.
Шаг третий
Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю 2014 года.