Слайд 1Профилактика
интернет-зависимости
подростков современного поколения
Слайд 2Материал подготовила
психолог ГБУСО МО Клинский ЦСПСиД «Семья» Новоторцева
Екатерина Аркадьевна
Слайд 3Поколение Z
Современные дети и подростки – это поколение информационной цивилизации,
цифровой эпохи.
В соответствии с теорией поколений, это представители поколения
Z.
Слайд 5Теория поколений
была создана в 1991 году американскими учеными
Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. К российской действительности ее адаптировали
психолингвист Евгения Шамис и психолог Алексей Антипов.
В общих словах теория поколений показывает, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение.
Слайд 6Особенности
цифрового поколения:
изменение высших психических функций;
формирование нового типа
личности;
новые психические контексты;
особенности взаимодействия с обществом;
изменение способов
поведения и деятельности.
Особенности цифровой эпохи тесно связаны с особенностями самих подростков.
Слайд 8
Интернет-зависимость
это болезненная зависимость от Интернета, которая выражается
в навязчивом желании подключаться к Интернету и болезненной неспособностью вовремя
выйти из него, т.е. состояние, когда человек перестает контролировать свое пользование Интернетом.
Слайд 9Если брать статистику, то:
За 2 последних года процент людей
в России, которые признают за собой свою интернет-зависимость, вырос в
4 раза;
96% молодежи общаются между собой в социальных сетях;
85% родителей считают, что в школе должны проводиться специальные занятия по профилактике интернет-зависимости;
Вконтакте каждый день находится 30 млн.пользователей;
на Одноклассники ежедневно заходит 22 млн. чел.
Слайд 10Интернет – это средство удовлетворения базовых потребностей подростка:
выбор партнеров по
общению соответствует абсолютно всем запросам;
безболезненная смена партнеров по общению;
возможность анонимного общения;
решение практически любых вопросов;
минимальный риск отвержения при общении;
неограниченный доступ к информации.
Слайд 11Факторы зависимости:
биологические;
социальные;
психологические;
мировоззренческие.
Интернет-зависимость формируется у
каждого четвертого ребенка / подростка в течение полугода!
Слайд 13Признаки Интернет-зависимости
постоянное, ничем не мотивированное, желание выходить в Интернет, не
связанное с профессиональной или учебной деятельностью;
невозможность обходиться без нахождения
в Сети;
«доза», т.е.время нахождения за компьютером, постепенно увеличивается;
преобладание «тоннельного мышления»: все мысли только об игре, социальной сети и о том, как быстрее добраться до компьютера;
недовольство реальной жизнью, ощущение одиночества и пустоты;
Слайд 14Признаки Интернет-зависимости
проблемы с учебой, игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола
– интерес концентрируется только на предмете зависимости;
расстройство сна, изменение
режима, обострение соматических заболеваний;
агрессия и паника в случае недоступности компьютера и возможности выхода в Интернет;
отрицание наличия проблемы, отказ от помощи.
Слайд 15Профилактика Интернет-зависимости:
Профилактика Интернет-зависимости у подростков в целом
не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный
фактор – эмоциональная обстановка в семье и связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок / подросток не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.
Слайд 16Профилактика Интернет-зависимости:
первичная (основная масса детей и подростков);
вторичная (выборка «группы
риска»);
третичная (индивидуальная работа при выявлении патологии).
Работу по профилактике
Интернет-зависимости нужно начинать прежде всего с родителей. Чем больше времени ребенок /подросток проводит, общаясь в семье, тем меньше у него соблазна сесть за компьютер.
Слайд 17Опасности Интернета:
доведение до суицида (группы смерти);
«незнакомый друг»;
агрессия
в виртуальном пространстве (кибербуллинг, троллинг и пр.);
кибермошенничество;
безопасность доступа,
в т.ч. сайты для взрослых.
Слайд 18Направления профилактики:
формирование социально-психологической компетентности;
психодиагностика;
развитие информационной культуры;
формирование ценностно-мотивационной
сферы подростка;
организация досуга;
создание безопасной виртуальной среды;
интернет-просвещение;
психологическая помощь
и сопровождение.
Слайд 19Методики диагностики аддиктивного поведения
(Интернет-зависимости):
тест на интернет-зависимость (К.Чен /
В.Лоскутов);
тест на интернет зависимость (К.Янг);
шкала интернет-зависимости (К.Чен /
В.Малыгина);
метод скрининговой диагностиики компьютерной зависимости (Т.Юрьева / В.Больбот);
тест на интернет-зависимость (С.Кулаков);
критерии диагностики компьютерной зависимости.
Слайд 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ХОРОШЕГО ДНЯ!