Слайд 1Педагогический проект
Организация игровой среды развития дошкольников
Авторы проекта: Савельева Татьяна Николаевна,
Редкозубова Людмила Степановна,
воспитатели ТОГОУ ЦПМСС «Возрождение»
г. Тамбов
2011
«Ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью»
Л.С.Выготский
Слайд 2Тип проекта
По доминирующему методу: практико-ориентированный
По содержанию: психолого-педагогический, творческий
По характеру контактов:
открытый
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный (учебный год)
Слайд 3Актуальность проекта
Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является
вопрос о формировании творческой личности. Творчество и игра выступают здесь
как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого связанного с развитием воображения.
Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема организации такой игровой среды, которая объективно через свое содержание и свойства будет создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка.
Слайд 4Проблема
Обеспечение условий для формирования творческой личности
Противоречия
Между традиционным подходом
к созданию игровой среды и динамикой к «заорганизованности» игровой деятельности
детей с одной стороны и приоритетом формирования творческой личности с другой стороны
Слайд 5Гипотеза
Создание частного игрового пространства детьми и развитие их творчества зависит
от организации игровой среды в группе в целом
Слайд 6Предполагаемые результаты
Разработка четких ориентиров в структурировании игровой среды
Творческое самовыражение воспитанников
Обеспечение оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса
в решении проблемы организации игровой среды
Повышение уровня развития творческих игр
Слайд 8Этапы и механизмы реализации проекта
Подготовительный этап
Выявление проблемы, ее обоснование
Изучение литературы по теме исследования
Проведение анализа игровой среды группы
Определение стратегии и содержания работы
Планирование деятельности по реализации проекта
Слайд 9II. Основной этап
Практическая деятельность по решению проблемы
Реализация идей
по созданию игровой среды
Игровая деятельность детей
Слайд 11Принципы построения игровой среды
дистанции, позиции при взаимодействии
активности, самостоятельности, творчества
стабильности, динамичности
комплексирования и гибкого зонирования
открытости – закрытости
эмоциогенности
среды, комфортности и эмоционального благополучия
учёта половых и возрастных различий детей
сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды
Слайд 12Условия построения игровой среды
Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности
внутри игровой среды
Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду
в соответствии с настроением, игровым замыслом, интересом посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов (ширм, модулей…)
Обеспечение доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды
Ведущая роль педагога, который создает игровую среду, организует ее направляющее воздействие, поддерживает познавательную активность детей, направляет на освоение и преобразование игровой среды.
Слайд 13Содержание проектной деятельности
Слайд 14Игровое поле
Проектирование помещения
Проект
«Моя любимая группа», созданный по принципам построения игровой
среды
Слайд 15Игровое поле
Детские проекты
«Зона отдыха»
«Уголок плохого настроения» (самопомощи)
Слайд 16Игровой материал
кресло-трансформер – полифункциональный материал, активизирующий функции замещения не
только в качестве одного конкретного предмета, но и позволяет создавать
целую предметную ситуацию у детей в игре.
«Это наш дом»
«Это дом наших соседей»
Слайд 17Игровой материал
«Чудо-корзинки», короб, наполненные достаточным выбором неоформленного, полифункционального материала, используемого
детьми в качестве предметов-заместителей и способствующего
реализации потребности творческого моделирования
ребёнком среды.
Дорожки и не только…
Эту идею предоставили дети, превратив «Дорожки здоровья» в лестницу к дому, мост, речку и прочее.
Вот такие наши детки!
Слайд 18Обойный мольберт
Для старших детей – творчество, дети младших групп могут
выполнять композиции со взрослыми и обыгрывать их
Батарейный экран
Сев на мягкие
подушки около экрана, с помощью магнитов и картинок дети с удовольствием выкладывают узоры, составляют композиции, обыгрывают их, занимаются театрализацией
Слайд 19Мини-музей
Создание тематических мини-музеев способствует развитию творческих качеств детей и обогащению
сюжетной линии
Макеты
Макеты с игрушками являются средством познавательной и творческой активности
детей.
Макеты могут быть дополнением к мини-музеям
Макет «Эра динозавров», выполненный с детьми по их просьбе
Слайд 20Сочетание привычных и неординарных элементов в создании среды
Театрализация с
использованием необычных персонажей, выполненных детьми в сотворчестве со взрослыми, вызывает
восторг у воспитанников
«Огородная сказка»
Слайд 21Личный ящик
Дети нуждаются в частном игровом пространстве. Им могут быть
небольшой коврик, личный ящик с фотографией или картинкой ребенка.
Игры для
девочек и мальчиков
Построение среды с учетом половых различий: развивающие пособия -
кроссворды, головоломки, ребусы, раскраски…
Слайд 22Прогулка с интересом
Игровая среда создается как в групповой комнате, так
и на участке, веранде группы (магазин, кухня, корабль, ракета, используется
полифункциональный материал)
Слайд 24III. Заключительный этап
Проведение анализа достигнутых результатов по реализации проекта
Сопоставление полученных результатов с прогнозируемыми
Определение перспективы развития проекта
Обработка
материалов проекта
Слайд 25Результативность
Разработаны ориентиры в структурировании игровой среды
Повысился уровень
развития творческих игр (результаты диагностики игровой деятельности детей)
Дети являются
активными создателями игровой среды группы
Обеспечено оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении проблемы организации игровой среды
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Слайд 26Методы оценки успешности реализации проекта
Наблюдение за игровой деятельностью
детей и ее диагностика
Опрос детей
Анкетирование родителей
Самоэкспертиза воспитателей
по организации игровой среды
Слайд 27Подтверждение гипотезы
Создание частного игрового пространства детьми в игре и развитие
их творчества зависит от организации игровой среды в группе в
целом
Слайд 28Перспективы развития проекта
дальнейшее развитие проекта на другие возрастные группы
реализация новых идей по организации игровой среды
обогащение игрового
опыта, творческой и продуктивной деятельности детей
привлечение родителей для обогащения игровой среды группы
усовершенствование игровой среды на площадке, веранде
Слайд 29Информационные ресурсы
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение,
1981.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
//
Вопросы психологии. – 1996. - №6.
Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии
личности // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4.
Игра дошкольника / Под ред.С.Л.Новоселовой. – М., 1989.
Игрушки и пособия для детского сада / Под ред.В.М.Изгаршевой. – М.:
Просвещение, 1987.
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac12.htm
http://www.erudition.ru/referat/ref/id.19187_1.html
Слайд 30Спасибо за внимание!
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ!