Слайд 1Психокоррекция познавательной
и эмоционально-волевой сферы при нарушениях речи с помощью
песочной терапии
Выполнила
Студентка 3 курса
Группы ОБ-ЛП-31
Шуваева Елена
Слайд 4Маргарет Ловенфельд
(1890-1973)
В 1939 году Маргарет Ловенфельд предложила
свой игровой метод, который назвала «мировой методикой»
Слайд 5 Основные принципы песочной терапии:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в
которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
2.
«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Слайд 6Занятия с элементами песочной терапии имеют следующие цели:
- создание естественной
стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено,
проявляя творческую активность;
- снижние уровня нервно – психического напряжения;
- воспитание дружеских взаимоотношения между детьми;
- формирование навыков игрового взаимодействия;
-
Слайд 7- приобретение опыта, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
-
развитие умения слушать и слышать друг друга;
- развитие познавательных и
психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
Слайд 8- развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение
чтению;
- дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму;
- развитие фантазии,
наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии;
- актуализация эмоций.
Слайд 9 Игры, с использованием песочной терапии можно разделить на три
группы:
Обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики
рук
Познавательные игры,
способствующие развитию познавательной сферы ребенка.
Проективные игры, направленные на осуществление психолого-педагогической диагностики, коррекцию и развитие ребенка
Слайд 10Оборудование для организации
игр на песке
Деревянный ящик размером 50×70×10 см;
высота борта составляет 10 см. Дно и борта ящика окрашиваются в
синий или голубой цвет, что символизирует воду, а борта – небо
Слайд 11 Для работы в песочнице необходимы:
Слайд 12Игры с песком для развития мелкой моторики
Действия с песком:
1.Сжать
в кулак, а потом разжать.
2.Сжать в кулак, поднять кулачок над
поверхностью с песком, затем разжать
3.Двумя ладонями одновременно.
4.Захватить песок в щепотку и разжать.
5.Перетирать песок между ладонями.
6.Засыпать палец или ладонь песком другой рукой.
Слайд 13Действия с предметами:
Выложить по насыпанной дорожки пуговицы, крышки, горошины,
фасоль, декоративные камешки.
Отыскать в песочнице мелкие предметы (кедровые орешки, бусины,
фасоль, шарики, кристаллы). Можно предложить выложить из них дорожку с левой (справой) стороны песочницы.
Разложить в логической последовательности шишки, камни, пуговицы, бусины и т. п.
Отыскать определенные предметы (большие – маленькие, шершавые, гладкие, круглые – квадратные и т. п.)
Отыскать предметы, расположенные в левом нижнем углу, назвать (описать) их.
Отыскать предметы и разложить
их по стаканчикам соответствующего
цвета.
Найти буквы, составить слово.
Рисование на песке
«Дорожки». Нарисовать дорожку
для котёнка к
его домику. Начиная
с простых прямых линий, затем
ломанных, прерывистых, различных
по интенсивности и протяжности.
«Заборчик» Огородить заборчиком двор для домашних животных.
«Лесенки». Нарисовать вертикальные и горизонтальные линии для разных существ.
«Дождик» Нарисовать наклонные линии.
Нарисовать «волны», «змейки» геометрические фигуры.
Создавать узоры и рисунки с помощью отпечатков.
«Рисовать» на поверхности песка различные предметы, узоры, буквы шнурком или шерстяной ниткой.
Слайд 15Игры с песком для развития речевого дыхания
«Прятки» Картинка засыпается тонким слоем
песка.
Сдувая песок, ребёнок открывает изображение
«Вьюга» В песке делаются небольшие
углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца
«Выровняй дорогу» От детской машинки педагог проводит
неглубокую канавку в песке.
Дети воздушной струёй
выравнивает дорогу перед
машинкой.
Слайд 16Формирование словаря у дошкольников осуществляется по следующим направлениям:
расширение объема словаря
и представлений об окружающей действительности;
уточнение значений слов;
формирование семантической структуры слова;
формирование
семантической структуры слова;
активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, его перевода из пассивного словаря в активный
Слайд 17Игры с песком для обогащения словарного запаса
«Подбери слово»
Цель: подбор
и употребление прилагательных. Дети по очереди подбирают к названиям предметов
прилагательные. Затем прячут их в песке. Например: полосатая рыбка, бумажный кораблик, деревянная ложка, шерстяная варежка и т.п.
«Один – много»
Цель: образование множественное число имен существительных. Логопед прячет игрушки в песке, дети по очереди достают любую из них называют в единственном числе, а затем во множественном. Например: кубик – кубики, машинка - машинки
«Назови ласково»
Цель: употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Логопед прячет в песке предметы. Дети достают игрушку и называют её ласково.
Слайд 18«Чего не стало?»
Цель: закрепление навыка
использования существительных в
родительном падеже ед.
и мн.
числа. Один ребенок засыпает
часть предметов на картинке
песком, а другой ребенок отгадывает, чего не стало.
«Расскажи»
Цель: употребление в речи предлогов.
Дети расставляют предметы по песочному полю. Затем рассказывают друг другу о местоположении предмета относительно других.
«Назови одним словом»
Цель: формирование обобщающих понятий.
Логопед прячет игрушки в песке, Дети по очереди достают предмет, затем называет эти предметы одним слово (обобщает).
Слайд 19Игры с песком для развития фонематических процессов
«Разноцветные грузовики»
Цель: дифференциация твёрдых и
мягких звуков.
Детям предлагается разложить картинки в грузовики: в зелёный – с мягким звуком, в синий – с твёрдым звуком.
«Спрячь ручки»
Цель: развитие фонематического слуха.
Дети прячут руки в песок, услышав заданный звук
«Собери бусы»
Цель: дифференциация гласных и согласных звуков.
Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и красные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.